5 декабря 1901 родился Вернер Гейзенберг, немецкий физик-теоретик, один из создателей квантовой механики.
Активно участвовал в развитии квантовой электродинамики и квантовой теории поля, в последние десятилетия жизни предпринимал попытки создания единой теории поля.
Принцип неопределённости Гейзенберга: чем точнее измеряется одна характеристика частицы (координата и импульс, например), тем менее точно можно измерить вторую - действителен во всей вселенной, во всех странах и континентах, для всех людей, независимо от расы, цвета кожи, политических убеждений и вероисповеданий.
Вернер Гейзенберг: "Естествознание в известном смысле есть тот способ, каким мы подходим к объективной стороне действительности, каким мы анализируем ее. Напротив, религиозная вера есть выражение личностного выбора, когда мы устанавливаем для себя ценности, в соответствии с которыми упорядочиваем свое жизненное поведение. Как правило, мы делаем этот выбор, сообразуясь с той общностью, к которой мы принадлежим, будь то семья, народ или наш культурный круг". Выборы делают единицы, остальные следуют стадному инстинкту.
1. «Первый глоток из кубка естествознания порождает атеизм, но на дне сосуда нас ожидает Бог». [«Der erste Trunk aus dem Becher der Naturwissenschaft macht atheistisch, aber auf dem Grund des Bechers wartet Gott.»] (Цит. по: Hildebrand 1988, 10).
В. Гейзенберг связывал религию с вопросом о ценностях: «Вопрос о ценностях — это ведь вопрос о том, что мы делаем, к чему стремимся, как должны вести себя. Он поэтому ставится о человеке и для человека; это вопрос о компасе, котором мы должны руководствоваться, отыскивая свой путь в жизни. Этот компас в разных религиях и мировоззрениях получил разные названия: счастье, воля Божья, смысл и еще многое другое. Различие названий говорит об очень глубоких различиях в структуре сознания человеческих групп, назвавших свои компасы такими именами. Я никоим образом не хочу умалять этих различий. Однако у меня складывается впечатление, что во всех формулировках речь идет об отношении людей к центральному миропорядку» [43, с. 326]. Гейзенберг описал свой диалог с В. Паули, который его спросил:
Веруешь ли ты в личностного Бога? Я, конечно, понимаю, что такому вопросу трудно придать ясный смысл, но направленность вопроса все же вполне понятна.
А можно ли мне сформулировать этот вопрос иначе? отвечал я. Например так: можешь ли ты, или можно ли вообще относиться к центральному порядку вещей или событий так непосредственно, вступать с ним в такую глубокую связь, в какую можно вступать с душой другого человека? Я намеренно беру здесь это столь трудное для истолкования слово «душа», чтобы ты понял меня правильно. Если ты спросишь таким вот образом, то я отвечу «да».
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]