Тема первой недели года - первой недели месяца Математики
Отец не смог поехать с Багьадуром, поэтому по его же совету Багьадур взял с собой своих старых друзей - Азиза и Мурада. Азиз был уже солидным ученым, защитил кандидатскую, преподавал в университете. Мурад работал прорабом на стройке и был доволен судьбой.
Азиза не пришлось долго уговаривать. А жену его уговорили еле-еле. Азиза отпустила с условием, что он будет каждый день звонить жене, и, при необходимости, все бросит и приедет.
Поставили машину на стоянку, взяли напрокат палатку, закрепили рюкзаки и пошли. Мурад все бурчал, мол, что так дорого стоит прокат. У его родственника дома стоит палатке не хуже, надо было предупредить. Засветло добрались до места. Багьадур первым делом вытащил пакет, достал оттуда несколько желудей и косточек абрикоса, потыкал их большим пальцем в разных местах вдоль дороги и присыпал землей. Выбрали подходящее место, и пока Багьадур ставил палатку, Азиз принес вязанку хвороста. Мурад расстелил скатерть у костра, вытащил еду.
- А чего ты всех не пригласил? – спросил Азиз, когда утолили первый голод. – Я не понял, почему мы втроем?
- Поговорить надо.
- О чем?
- Адзи говорит, что это серьезное дело, - начал Багьадур. - Каждый должен пройти по этому пути, по пути Абдуллахlяжи Урахинского. Мне скоро начинать самостоятельную жизнь - жениться, создавать свою семью, строить дом. Вот адзи и советует начать отсюда. А еще он говорит: «Может, передумаешь? Другую невесту встретишь по дороге?» Что-то вроде инициации, пропуска во взрослую жизнь. Знать, выучив по бумажке – это одно. А прочувствовать, прожить – это совсем другое. Так адзи говорит.
- Нельзя было дома поговорить? Обязательно это путешествие по горам и долинам?
- Не просто дойти из пункта А в пункт Б, а очистить свою душу, избавиться от грехов и наполнить ее добродетелями. Главное – преодоление, не только физических трудностей горной местности, но преодоление себя. Победа не столько над трудностями вокруг, но победа над своими страстями-демонами. Это даже не столько прохождение по всем красивым местам, сколько твое духовное преображение. Если даже ты прошел пешком по всему маршруту, выучил назубок всю свою историю, но ничего в твоей душе не изменилось, ты не прошел путь Дарго – адзи сказал.
- Что за Путь такой?
- Вот вы и поможете мне понять, что за Путь. Вообще-то это должно было быть паломничество по святым для наших народов местам. И не просто паломничество, а размышления и о своей судьбе, и о судьбе нашего народа, об его истории. Но у нас мало времени, надо уложиться в отпуск, поэтому по совету адзи решили пройти по этому маршруту, совместив два пути – паломничество и путь духовного обновления. Я расскажу про второй, что запомнил из разговоров с адзи, а Азиз, надеюсь, и здесь сможет рассказывать нам про нашу историю в различные эпохи.
- Понятно. С кем еще пойти в поход по историческим местам, если не с историком?
- История Дагестана немного известна со времен древней Албании, - начал Азиз. - В нем жили народы, которых историки называют по-разному – албаны или агваны. А потом здесь же жили другие народы - хунну или гунны, а страну называли Страной гуннов. Может, это и разные образования, и разные названия одних и тех же народов в разные времена? Известно очень мало. А наиболее полно жизнь тех времен описана у Моисея Каганкатваци, или Моисея Каганкатуйского. В его «Истории агван». Рядом с нынешним селением Джанга процветала их столица – «Великолепный город Варачан», как ее называет автор. В «Истории...» говорится, что в Варачане жили гунны, поклонялись своим богам, и все свои обряды проводили не в храмах, а в Священных рощах, там же приносили жертвы. Но армянская церковь решила их «осчастливить» и в 682 году н.э. отправила миссию во главе с епископом Исраэлем для обращения их в христианскую веру. Подарками и посулами подкупили царя и потом его же руками разрушили все святыни, порубили все дубы в Священных рощах, из главного дуба – Матери дерев - соорудили крест. Устроили «бешеную резню» - это похвальба автора той же книги. Служителей религии царь отдал в руки епископа, а тот приказал самых сильных духом сжечь на кострах, а остальных под страхом смерти обратил в христианскую веру.
- А какое отношение мы имеем к гуннам?
- Не знаю. Разве что живем на одной и той же земле и до сих пор у нас женщин так и называют – хьунни. Возможно, после очередного ужасного нашествия в каком-то из племен все мужчины погибли от чьих-то рук и остались только женщины - хьунни?
- А чего мы этих туристок с собой не взяли? Сами же напрашивались? – спросил Мурад.
- Говорю в третий раз: я не развлекаться вас позвал!
- Какие туристки? Меня дома жена ждет, беременная. У меня сын будет! – Лицо Азиза расплылось в улыбке.
- Ого! Поздравляем!
- А ты не можешь пару дней без женщин прожить? – улыбнулся Азиз.
- Могу. Но с женщинами интереснее.
- А у меня невеста есть. Люблю ее, – Багьадур посмотрел на Мурада. – У тебя сколько женщин было? И ты ни одну не любил?
- Я всех любил.
- Тебе, самец похотливый, придется хотя бы на время нашего похода сублимировать свою энергию на познание духовных истин, - Азиз был в отличном расположении духа.
Мурад удивленно посмотрел на Азиза и ничего не нашел ответить.
- Если бы ты хотя бы половину энергии и денег, что тратишь на женщин, потратил бы на учебу… - продолжил Азиз.
- Оставь да! - перебил его Мурад. – Мне и так хорошо. Как будто сам не бегал в универе за девочками.
- А что для тебя счастье, Мурад?
- Счастье не в деньгах, а в их количестве!
- И все-таки?
- Сам скажи, если такой умный!
- Счастье - имеет корень "часть". Часть целого. Ты можешь быть счастлив, когда ты найдешь целое и станешь его частью. Найдешь своих друзей. Найдешь свою половинку. Счастье одного - это не счастье. Это несчастье! Ты не можешь быть счастлив, празднуя один свой день рождения. Один ты не можешь сыграть свадьбу. Один ты не можешь родить сына.
- Адзи говорит, что одиночество – это грех. Если ты не можешь создать семью, если ты не можешь найти себе друзей – значит, в твоей душе не все в порядке.
- Хорошо, когда много друзей. На все случаи жизни. Правда, не все потом оказываются настоящими друзьями. Когда на меня завели уголовное дело – многие отвернулись. А когда выяснилось, что я ни в чем не виновен и закрыли дело, некоторые хотели вернуться, но тогда уже я сам от них отвернулся.
- Легко дружить с честным и порядочным. А как дружить с обычным человеком? Другу нужно доверять, его надо любить со всеми его недостатками. Прощать другу все, кроме предательства. Особенно в моменты, когда он неправ, или ошибается по жизни, совершает даже преступления. Если друг оступился – ты можешь поругать его наедине, но от всего наружного должен защищать.
- Как говорится, друг не по хорошу мил, а по милу хорош - друг не потому, что он хороший, а хороший, потому что друг. Назвал другом – обязан любить и беречь его.
Долго они не могли заснуть в тот вечер. Вспоминали школьные годы, общих друзей. И спорили, и ругались, и смеялись. Лежа в своей палатке, Багьадур думал, что прав был адзи: каждый должен осознать и понять первый урок Пути - на жизненном пути важно найти надежных друзей. С которыми можно и поговорить, и помолчать, и поспорить, и посоветоваться. Первую часть Пути адзи так и называл: тропа дружбы.
Уже засыпая, Багьадур подумал, что и у народов, наверное, как у людей.
Давно не было ему так хорошо.
Первый камень на пути дарго. Можно не думая отбросить в сторону, можно отшлифовать и уложить так, чтобы и другим было удобно.
Каждый человек проходит свой путь жизни. Чаще всего он идет по проторенным дорогам. Иногда после него остается какой-то след.. это и есть смысл жизни - оставить после себя след.. Мне захотелось замостить свой путь камнями... мои камни - мои мысли.. пока не завершены, я их буду оттачивать, уточнять формулировки, доводить до совершенства.. а там посмотрим..
В чем она заключается? В восхвалении Бога? В поклонах? В молитвах? Не думаю. Во всяком случае, не только это. Если следовать только ритуалу, получим в итоге не Путь дарго, а культ карго. ))) Само слово благодарность имеет два корня - благо и дар. Если в отношении людей ты можешь сделать доброе дело и это будет означать твою благодарность, то в отношении Бога дело обстоит немного по другому. Бог природы равнодушен к твоим делам, и к твоим словам. Какое дело электромагнетизму или гравитации до твоих молитв? В отношениях с Богом благо переходит в благость (кири) - твое внутренне состояние, ощущение света и радости при мысли о Боге. Или не переходит. Люди видят твою благость на твоем лице. Или не видят.
Есть разные версии происхождения топонима "дарго". Мне больше импонирует значение "внутренний, срединный", потому я и перевожу это слово как золотая середина. Хочется мне так. Вам не хочется, вы и не переводите )) А что такое золотая середина? Дарго по определению не может, не должно ничему противостоять... Но для ясности попробуем сравнить с понятием "марго". Марго переводится с латинского как край, граница, отсюда и слово маргинал. Марго и маргинал не имеют, не хотят иметь ничего общего с тем, с чем они граничат... В социальном смысле дарго - середина, компромисс в отношениях людей, выработанный в единстве и борьбе противоположностей. Либералы и консерваторы, технари и гуманитарии, физики и лирики ...
Человечество уничтожило 60 % животных с 1970 года. Ученые рассказали, что нас ждет дальше
В течение последних 20 лет ученые из Зоологического общества Лондона, Всемирного фонда дикой природы и других организаций следят за изменениями в популяциях тысяч видов животных по всему миру. К сожалению, их выводы неутешительны: с каждым годом исчезает слишком много братьев наших меньших. Но это должно стать для нас толчком для принятия мер, а не для грустных вздохов.
Мы понимаем, что человечество оказывает самое большое влияние на окружающий мир и его обитателей, поэтому хотим разобраться в вопросе о том, как помочь планете сохранить богатое разнообразие растений и животных.
Что сейчас происходит Человечество уничтожило 60 % животных с 1970 года. Ученые рассказали, что нас ждет дальше
Люди оказывают большее влияние на Землю, чем любой другой вид. Основная причина происходящего — наше безудержное потребление. Оно влечет за собой все остальное. Человек вырубает леса из-за постоянно расширяющегося сельского хозяйства, которое, в свою очередь, производит сою, чтобы кормить свиней и кур, а те становятся пищей для человека. Мы используем слишком много воды из рек, душим наши океаны пластиком и тем самым обрекаем многих животных на вымирание.
Человечество уничтожило 60 % животных с 1970 года. Ученые рассказали, что нас ждет дальше
Судан (1973 — 19 марта 2018) — последний из самцов северного белого носорога. Тайваньский дымчатый леопард — в последний раз видели в 1983 году, к настоящему времени вымер. Пиренейские козероги — вымерли в 2000 году. Недавние отчеты показали, что человечество уничтожило 83 % всех млекопитающих и половину растений с начала цивилизации. И даже если мы остановим уничтожение прямо сейчас, потребуется 5–7 млн лет, чтобы естественный мир восстановился.
Дикая природа и экосистемы имеют жизненно важное значение для человека, поэтому причинение вреда им так же опасно, как изменение климата.
Кроме человеческого фактора есть много причин вымирания видов, но все же влияние людей имеет основное значение.
Разрушение природных местообитаний — основная причина исчезновения животных и насекомых. Вырубаются леса, большая часть земли отводится под сельскохозяйственных угодья. Убийство ради пищи — вторая по масштабу причина. 300 видов млекопитающих уничтожаются, а обитатели морей и океанов массово переловлены. Химическое загрязнение. Половина популяции косаток в мире обречена на смерть от загрязнения. Большое количество плотин влияет на сокращение популяции рыб и других обитателй рек и озер. Что будет дальше? В первую очередь очень важна информированность населения Земли. Многие люди просто не знают, что происходит с животными планеты. Например, в 2018 году Lacoste вместе с Международным союзом охраны природы IUCN выпустила коллекцию футболок, где вместо фирменного крокодила были нашиты изображения 10 вымирающих видов животных.
Чтобы остановить упадок природных систем, которые поддерживают жизнь человечества и всех животных на планете, нужны глобальные изменения по всему миру.
Правительства различных государств мира работают над тем, чтобы в 2020 году провести съезд и заключить конвенцию о биологическом разнообразии, где будут приняты новые обязательства по охране природы.
Человечество уничтожило 60 % животных с 1970 года. Ученые рассказали, что нас ждет дальше
Многие страны уже сейчас не только сохраняют количество животных, но даже увеличивают. Например, в Индии количество тигров возросло на 20 % впервые за более чем 100 лет, а в Китае под надежной защитой оказались панды.
Это еще раз доказывает, что сохранение природы возможно при должной защите среды обитания животных и исключении потребительского отношения к естественным ресурсам планеты.