Формулировки уточняются
Тема шестой недели года - первой недели месяца Физика.
Идти в гору было тяжело, и все тяжело дышали.
- Чего остановились? Устали?
- Есть немного. Давай отдохнем.
- Давай. Нам важно ведь не столько дойти до конечной точки, сколько пройти каждый участок Пути в соответствии с его названием, а этот называется Тропой радости и счастья.
- Кто так назвал?
- Адзи.
- И что мы должны делать?
- Преодолевать трудности, и радоваться каждому пройденному шагу. Видишь, природа радуется? И вы радуйтесь. Радуйтесь Жизни. Почувствуйте себя счастливыми. Для этого вспомните самое хорошее, что было в жизни. Вспомните, как вы к этому шли, как преодолевали трудности.
- И все?
- Не все. У каждого может быть свой инструмент для счастья. Кто-то смотрит хороший фильм и отвлекается от дурных мыслей, кто-то наоборот – смотрит трагедию или вспоминает несчастный случай и благодарит Бога, что эта трагедия уже в прошлом. Кто-то использует формулу «зато…»: «да, у меня проблема, зато…» И все-таки для понимания счастье где-то рядом, желательно в прошлом, должно быть трудное времяе – адзи сказал.
Дойдя до вершины, Багьадур сказал:
- Пришли.
Отдохнув и поев, разлеглись на траве.
- А вы слышали легенду про главное даргинское село – Бекl-ши? – начал Азиз.
- Столица? Это где?
- Не совсем. Это где-то рядом с Къадаром. Его еще называют Шибаркь – основатель сел. По той же легенде, после очередного нашествия хазар село было разрушено, и уцелело всего лишь 12 воинов. Каждый из которых к тому же обладал отдельной профессией. Тогда они решили расселиться и основали 12 сел, названных по их же именам: Ахъуша, Губден, Гlянджи, Къадар, Микlхlи, Мухlи, Сирхlя,Усиша, Хlябшима, Хlурхъи, Чор, Цlудахъар.
- Легенду слышал, но что-то не помню я таких подробностей. Это где написано?
- Не знаю, может и не написано. Это же легенда - передается устно, и каждый передает со своими подробностями.
- А при чем тут хазары? И каким образом мы связаны с ними?
- Насколько я понял, хазары, как и гунны, – не один народ с одним языком. Хазарский каганат - союз разных племен и народов, образовался после развала древней Албании – страны агван. Примерно как Дагестан сегодня. Существовал в том числе на территории от Дербента до Волги до X века.
- Мы имеем отношение к хазарам?
- Не знаю. Но если они жили на этой земле, и мы сейчас живем на этой же земле – должны иметь.
- Есть какие-то свидетельства?
- Вроде не имеется. Если не считать некоторые топонимы. Но, как говорится, в эту сторону никто не копал. Историки рассматривают разные версии происхождения названия Къадар, но в упор не хотят видеть, например, созвучие слов «хазар» и «Къадар». Кадарцы сами себя называют «къадаран», а некоторые историки называют хазар не «хазары», а «хазараны». А если принять во внимание, как легко меняются звуки «д», «дз» и «з», например, в словах «рамазан» и «рамадан», то повода для размышления еще больше. А некоторые топонимы и вовсе звучат вполне по-даргински: Итиль - по-даргински значит «Другая», Барсил – «Замененный». Вполне естественное название при переносе столицы.
- Никаких документов не осталось?
- Во всяком случае, я не нашел. Мне не попадались, даже намека нет на них. Некоторые историки придерживаются версии, что это был тюркоязычный народ – но эта версия тоже не имеет никакого документального подтверждения. Тюрки пришли на Кавказ в VI веке, а хазарские племена уже жили здесь с первых веков. Может, в это время тюркский язык, как и в XIX веке, был языком межнационального общения? Хотя, повторюсь, нет подтверждающих документов, написанных в то время. Просто некоторым историкам хочется так думать. Есть только еврейская переписка конца X века заместителя хазарского кагана Иосифа с испанским сановником Хасдаем. Да и ее некоторые историки подвергают сомнению, считая поздней фальшивкой.
- А что там пишут?
- Много чего пишут. Но нет ничего, что могло бы пролить свет на связь хазар с даргинцами или тюрками. Самое странное в этом вопросе – куда делся целый народ? Или народы? Погибли? Исчезли, растворившись в других народах?
- Или их начали называть по-другому?
- Что бы с ними не случилось - так было угодно Богу, - сказал негромко Мурад.
- Если так рассуждать, - усмехнулся Азиз, – то Богу угодно оставлять всякое имущество наследникам. Значит, къадарцы – прямые наследники хазар.
- Где посадим? – Азиз вопросительно посмотрел на Багьадура.
- Здесь и посадим. Хорошее место – все вокруг просматривается и с дороги видно.
Выкопали небольшие ямки в нескольких метрах друг от друга и закинули по косточке абрикоса и яблони.
- Кто пить будет? – Багьадур вытащил баклажку с домашним вином.
- Ого, - лицо Мурада засветилось. – А чего вчера не наливали? Я думал, раз женщин нельзя, то и вино нельзя.
- Понемногу можно. Если мы будем постоянно думать о тех ужасах и невзгодах, что выпали на наш народ в прошлой жизни – жить будет невозможно. Адзи говорит: научиться не унывать и радоваться жизни в любых обстоятельствах – второй урок Пути. А какая радость без вина?
- А все-таки, что такое счастье? – вспомнил вчерашний разговор Багьадур.
- Счастье? – задумался Мурад. - Есть такая песня «Хlула азир мурад дааб, диули бархlили хlяйна». Для счастья человеку нужны желания, и они должны исполняться каждый день понемногу.
- А еще адзи говорит, что счастье - в предвкушении, в скором исполнении твоих желаний и в первые мгновения их достижения.
– И мне налей, – согласился Азиз. – Для меня счастье – узнать что-то новое. Я счастлив, когда испытываю вдохновение в работе.
- Давай помянем тех, кто жил на этой земле,
Багьадур с пафосом провозгласил:
- Да не исчезнет память о предках, пока на этой земле здравствуют их потомки! Дерхъаб!
- Джан дерхъаб!
|