Десятая неделя года - первая неделя месяца Химии Азиз говорил спокойно, без эмоций. Рассказал, что арабские историки пишут про завоевание Дагестана без сожаления, даже расхваливают завоевателей. Для них это героические подвиги своих против безбожников во имя веры. А что тут была другая вера, другой образ жизни, другие традиции – их это не волновало. Все равно считали безбожниками, подлежащими покорению и обращению в свою веру. А несогласных – уничтожению.
- В 733 году Маслама ибн Абд ал-Малики и его полководец Мерван хотели взять Хамринскую крепость Дарго. Она находилась рядом с селением Хlямри, которое кумыки переименовали в Кичи-Гамри, - Азиз обвел рукой вокруг, как бы приглашая всех оглядеться. - Мерван пообещал воину, первым проникшему в крепость, награду в 1000 динаров и лучшую девушку этой крепости. Историк пишет, что арабы захватили крепость и все имущество в ней, женщин и детей. А первый их воин взял себе понравившуюся девушку и хотел тут же завладеть ею силой, но она убила его ударом ножа, а затем сама бросилась в пропасть. Она расшиблась о камни и погибла.
- «Мужчина такая!» – не выдержал Мурад.
- Не перебивай.
- Мерван от этого рассвирепел и приказал перебить всех пленных защитников крепости. Им отрубили головы и ни один из них не уцелел. После этого Мерван разослал свою кавалерию по даргинской земле, и конники разрушили и разграбили более 300 селений!
- 300 селений! – воскликнул Мурад.
- Именно так говорит арабский историк Аль-Куфи, - продолжил Азиз. – Мерван убил всех воинов и разрушил более 300 селений. Может, историк из похвальбы округлил цифру, но тем не менее. Не построили ни одной школы или больницы, даже ни одной мечети не построили, а столько зарал сделали, столько крови пролили. А ты говоришь, откуда кровавые образы в моей голове, – повернулся он к Багьадуру.
- Почему об этом никто не говорит? И как теперь жить с этим знанием? Что делать? – Мурад смотрел на Азиза с ожиданием чего-то важного.
- Учиться, учиться всем вместе как не попасть в такую ситуацию впредь. Ничего страшного, что ты чего-то не знаешь. Хуже – когда не знаешь и не хочешь знать.
- Адзи говорит, что невежество ведет человека в Ад. Эти арабские невежды 14 веков учили нас молиться, при этом сами не понимая, кому и как они молятся, - вставил Багьадур. - Каждый человек должен учиться всю жизнь. И понимание необходимости постоянной учебы – третий урок Пути.
- Поэтому пройденную часть пути ты называл Тропой учебы?
- Не я назвал, адзи так сказал.
- Не может же каждый человек все знать! – возмутился Мурад.
- Конечно не может. Человек выбирает какую-то область деятельности и в ней старается все время познавать новое.
- Что мне познавать? Я и стройку свою знаю, и рабочих знаю, и клиентов знаю.
- Стройка у тебя одна навеки? Новой не будет? А материалы новые, а инструменты, а технологии новые не появятся? Всегда есть необходимость учиться. Первый шаг самый трудный. А дальше будет легче.
- Вокруг слишком много и общей информации, и ненужной, половина из которой ложь и дезинформация. Не успеваешь все читать и анализировать, фильтровать всю эту массу.
- А ты правильно поставь приоритеты. Научись правильно формулировать и ставить вопросы.
Азиз взял в руки динда и начал перебирать струны. Он не пел, а скорее наговаривал текст:
Сотнями лет покоряли арабы
Саблей кривою народы и страны.
Речами кривыми в души людей
Страх заложили на долгие годы.
Ради мира как бы, убивали мирно
Живших наших предков на своей земле.
Угоняли в рабство, выбирая лучших,
Молодых парней и невест-красавиц.
Прикрываясь словом будто бы от Бога,
И не только тело – покорили Дух,
Насадили веру, свой язык арабский -
Будто его разумеет Бог только.
Разграбив, разрушив города и села,
Страх посеяв в сердцах, и разруху в умах.
В цветущем краю на годы вперед
Жизни разбег замедлив, ушли.
Арабы ушли, а наши боятся.
И даже нашли утешение в этом.
Друг друга пугая, лелеют свой страх.
Бога не любят. Только боятся.
Не верят, что может Создатель понять
Молитву на их родном языке.
Не верят, что понимание Бога
Важнее заученных фраз и молитв.
Боятся, что может Бог не услышать
Молитву спиною иль боком к Каабе.
Боятся, что может сосед осудить
За то, что не так они молятся Богу.
И все же, арабов за кровь проклиная,
Мы знаем, что можем страх победить,
Что не навечно он в наших сердцах.
И потому обязаны твердо сказать:
«Нет! Мы - не рабы. Рабы - не мы!
Наш Бог-отец и Мать-природа
Нам подарили в день рожденья
Свободу выбора и волю!
И нет нужды нам бить поклоны,
Пусть поклоняются рабы!
А мы с рождения свободны,
Богом, Жизнью благодарны!»
- Иногда мне кажется, что я схожу с ума. Вроде все изложено в открытых источниках, но люди не хотят знать про это. Не хотят слышать такое. И даже если услышат или прочитают, боятся кому-то сказать, что слышали или прочитали такое. Боятся делать какие-то выводы.
- Не боятся, а берегут нервы.
- Наверное, потому что правда часто выводит из зоны комфорта. Человек вроде со всем примирился, все оправдал, создал свой уютный мирок и успокоился. И тут на тебе - удар правдой под дых: а мирок-то твой ложный. Конечно, это оскорбляет - человек скорбит о своем разрушенном мирке. На этом основан древнейший миф о вкушении яблока с Древа знаний и изгнании из рая за это.
- Когда проводишь ночи в таких местах, учишься слушать тишину. А в тишине раздаются голоса предков.
- Голоса предков говорят мне, что надо выпить во славу той девушки, что не смирилась со своей участью и боролась до конца! Наливай!
- Ее история ждет своих поэтов и певцов. Дерхъаб!
- Джан дерхъаб!
Оглавление