Тема сорок первой недели года - второй недели месяца Культуры
- Алим-адзи, ты всегда идешь против мнения народа. Почему ты постоянно споришь с народом, будто чужой он тебе?
- Это тебе так кажется. Да, я спорю, но только когда мой народ говорит глупости.
- Народ не может говорить глупости. Ты просто не уважаешь свой народ!
- Скажу так: я уважаю свой народ не так, как об этом говорят популисты и политики.
- А как?
- Политики и обманутый ими народ считает, что каждый должен говорить слово «народ» с придыханием и смотреть на народ снизу вверх. А я смотрю на него так, как смотрит умудренный жизнью и любящий отец на возню несмышленого ребенка, который пытается: «Я сам!». Я не против, чтобы и народ - «сам», но не забываю, что он как дите малое - многого не умеет и не может. И даже не хочет учиться.
- Какие дети?!
- Если обращаться с людьми так, как они того заслуживают, они останутся такими, какие есть, или даже станут хуже. Если же обращаться с ними как с детьми, с надеждой, что они станут лучше, они действительно станут лучше. Ребенка похвалить можно, и даже нужно, но нельзя забывать, что он ребенок.
- Я говорю о взрослых, состоявшихся людях! У которых уже есть свои дети, и даже внуки!
- Хорошо. Когда тот же наш сосед Иса работает у себя на стройке и у него получается красивая ровная стена, я восхищаюсь его работой. И готов целовать его мозолистые руки. Но когда он сидит на гумае и с пафосом рассуждает о мировой политике – я не уважаю его мнение.
- А что, он не имеет права рассуждать?
- Право имеет, только его рассуждения – коту под хвост. Вряд ли у него достаточно информации по этой теме, чтобы что-то утверждать.
- Вон телевизор с утра до вечера вещает, информации – море!
- Так тебе и сказали по телевизору всю правду!
- А интернет?
- Интернету тоже нельзя доверять во всем. Тебе кажется, что ты видишь в интернете только то, что ты сам выбрал. На самом деле ты увидишь то, что тебе покажет провайдер или поисковик. А он покажет то, что ему закажет «старший брат» или тот, кто больше заплатит. Интернет – третье полушарие нашего мозга, но нужно постоянно следить, кто им руководит – ты сам или «старший брат» на том конце?
- Так весь народ рассуждает! Не может весь народ ошибаться!
- Еще как может! Тех же фашистов в Германии к власти привел народ на всеобщих демократических выборах. Ушлые политики льстят тщеславию народа и манипулируют им. А он и рад. Как дите малое, покупается на любую похвалу. Не свое место занимает народ на пьедестале.
- А чье это место?
- Это место лучших представителей из народа - элиты народа, в том числе и интеллигенции. Без духовности, без цели, без идеи, которые вырабатывает интеллигенция, сам народ отдельно – это всего лишь толпа или сброд. А без политической элиты - стадо без пастуха.
- Народ – созидатель! Он кормит и поит твою элиту!
- Они обмениваются результатами своих трудов. В массе своей народ не способен сам создавать новое. Может хранить, передавать, тиражировать то, что первоначально придумано и создано в единичном экземпляре той же интеллигенцией. Народ – как земля: родит она и злак, и сорняк. Что ты посеешь в народ, то и пожнешь. В многократно растиражированном количестве.
- Что может твоя интеллигенция без народа?
- Быть народом не трудно - достаточно народиться. А быть интеллигентом нужен ежедневный труд. Не физический, но творческий. Интеллигент познает Бога, познает Жизнь, интеллигент слышит голос Духа, который не слышит народ. Интеллигент – хранитель Добра с большой буквы.
- А в чем Добро?
- У каждого человека - свое добро, выгодное для себя. Но Добро с большой буквы, единое для всего человечества, единое для всего живого – в выживании и процветании Жизни, которое наша интеллигенция сформулировала в слова «Джан дерхъаб!».
- Что в этих словах такого особенного? У каждого народа есть такие, которые он говорит перед тем, как выпить стакан вина. Тост называется.
- Для тебя, как и для большинства народа это обычный тост перед стаканом вина, а для меня – главные слова на свете. В этих словах – бессмертие души. В процветании Жизни победа над Смертью. В этих словах заключена все суть мира, в них заключена воля Бога. А интеллигент просто обязан знать и понимать мир, обязан пытаться понять происходящее, при этом всеми силами сопротивляться и не участвовать во лжи, во зле. Не обманываться самому, и не давать обманывать человека.
- Это интеллигент что ли будет сопротивляться?
- Именно. Даже если интеллигент не сможет сопротивляться злу в уличной драке или в коротком разовом бою, в «длинной войне со злом» только он и сможет победить. Если даже проиграет одно-два «сражения», он выиграет в «войне». Простой народ не способен увидеть силу интеллигента, потому что она духовная, а не физическая. Даже если интеллигент не сможет остановить обидчика, он сможет заслонить собой обижаемого, сможет помочь обиженному, утереть его слезы. Добро остается добром, пока оно слабее зла. Добро с кулаками, победившее зло, очень быстро может превратиться во зло. Сохранив добро в своем сердце, сохранив духовность, его идеалы, интеллигент войдет в элиту человечества.
- Какая элита? Эти воры и жулики во власти твоя элита?
- Это не моя элита. Ты не путай интеллигенцию и власть, алима с хакимом. Интеллигенция – духовная элита народа, а во власти – политическая. Каков народ – такова и власть. Политики не всегда ведут народ, не всегда руководят им. Чаще всего они смотрят, куда идет народ, и всеми правдами и неправдами пытаются встать в первых рядах, чтобы народ думал, что они его ведут. Если во власти жулики и воры, значит, сам народ жуликоват и вороват.
- Или эти коррупционеры, которые прихватизировали народное богатство, твоя элита?
- Если ты о бизнес-элите, то это значит только одно: для накопления богатства сегодня надо обладать именно такими качествами, как они. Выбирай сам – хочешь быть таким богатым, будь таким, как они.
- Не хочу.
- Значит, ты не будешь богатым сегодня.
- В элите должны быть не жулики и воры, а честные и порядочные люди.
- Должны быть. Но такова реальность. Во всех сферах деятельности есть своя элита. Как в политике и бизнесе – свои элиты, так и среди строителей, и среди аграриев, и даже среди ученых – свои. Не всякого, кто даже обладает ученой степенью можно назвать интеллигентом. Или так: не всякий интеллигент по положению или роду занятий обладает интеллигентностью по духу и культуре. Чаще всего интеллигенты – люди образованные, но и среди рабочих и крестьян встречаются интеллигентные, деликатные и духовно богатые. И не каждый учитель или врач – интеллигент. Наличие диплома и даже ученой степени не гарантирует наличие интеллекта. Не говоря о человечности. Среди тех же врачей одна треть - бездари, которые еле закончили учебу и не знают медицины, другая треть устроилась на работу за взятки и превратила лечение в бизнес, и разве что третья треть знает свою профессию, и служат добру. Ведь даже знание профессии не делает человека интеллигентом по духу. Интеллигенты не только постоянно сомневаются и познают мир, мыслят и разбираются, не только имеют интеллектуальную свободу, но имеют и внутренние нравственные законы.
- А что же сама интеллигенция не пойдет во власть?
- Интеллигенция не должна сама ходить во власть. Это не ее функция. Задача интеллигенции в политике – выявить таких людей и показать народу, и в то же время предупредить его о ворах и жуликах, стремящихся во власть.
- Есть же авторитеты для всего народа, уважаемые всеми людьми независимо от профессии?
- Есть, конечно – это и есть настоящая элита. Интеллигенция – духовная элита народа. Не народ, а интеллигенция хранит память о прошлом, не народ, а интеллигенция формирует планы на будущее, не народ, а интеллигенция устанавливает моральные законы, сочиняет соответствующие песни и танцы, сказки и мифы. Интеллигенция дает образование народу. И всем этим пытается сохранить и поднять Дух народа.
- Ты говоришь о менталитете?
- Можно сказать – менталитет. А можно сказать - Дух.
- Что ты все время повторяешь это слово - Дух? Что за Дух, где он существует.
- Дух – душа человеческого сообщества, его совесть, его воля. Закон человечества, отделяющий его от животного мира, сформулированный в виде морально-нравственных, культурных ценностей и установок, которые управляют этим самым сообществом в целом и каждым его членом. Интеллигенция – создатели и хранители Духа. А невежественная и агрессивная толпа – его разрушители. Толпа носит в себе агрессию, ненависть, злобу, зависть, алчность.
- И что теперь, молиться мне на твою интеллигенцию?
- Если тебе нужно на кого-то молиться, тогда можно и на интеллигенцию. Хотя это не обязательно. Но послушать и прислушаться – обязательно. Интеллигенция освещает твой жизненный путь.
- Чем освещает?
- Знаниями. Свое понимание передать тебе она не может, но знания – может. Если, конечно, у тебя хватит смелости и ума услышать ее.
- Какая смелость нужна, чтобы услышать?! Ты о чем?
- Нужна. Не просто слушать, но услышать. Услышать – значит, что-то изменить в своей голове. Информация – не то, что говорит интеллигенция. А то, что изменилось в твоей голове, когда ты ее услышал. А если в одно ухо влетело, в другое вылетело – ты не слушал. А если слушал, то ничего не услышал. Необразованность – это незнание, и оно простительно, если есть желание познать и понять. А нежелание знать – называется невежеством, и оно не простительно человеку. Вот я расскажу тебе одну историю, посмотрим, услышишь ли ты ее, сможешь ли услышать.
Когда-то, давным-давно, в далекой древности, наши предки начинали всякое дело со слов «Дерхъаб!», и заканчивали словами «Джан дерхъаб! Гlямру дерхъаб!».
Но пришли арабы. Именем Аллаха разграбили и разрушили «Великолепный город Варачан», разрушили «Великий город Дарго» и еще 300 городов и сел, саблей кривой заставили поклоняться Аллаху и символу его - камню Каабы. И всякое дело посвящать единому Аллаху: «Бисмиллагьи ррахlмани ррахlим! - Во имя Аллаха, милостивого и милосердного!».
Только не пили арабы вина, и не могли они посвятить вино Аллаху. Запрещает вино ислам и сунна.
И воспользовались этим наши предки. И поднимали они бокалы с вином. И восклицали они, как восклицали отцы их и деды: «Дерхъаб!». И отвечали они, как отвечали отцы их и деды: «Джан дерхъаб! Гlямру дерхъаб!»
Для простых людей это привычный тост перед бокалом вина. А для понимающего – символ нашего Духа. Символ активной жизненной позиции. У каждого даргона есть, должно быть свое поле, которое он ежедневно обрабатывает, должна быть своя цель.
Когда в Дарго говорят: «Дерхъаб!», каждый слышит свое.
Пахарь слышит: «Пусть процветают поля!».
Чабан слышит: «Пусть процветают отары овец!».
Молодой человек слышит: «Пусть процветают девушки!».
Мать слышит: «Пусть процветает жизнь моего ребенка!».
Каждый слышит свое. Но все отвечают: «Джан дерхъаб! Гlямру дерхъаб! – Пусть процветает Жизнь-душа! Пусть процветает жизнь-проживание!"
"Толпа думает,что она всё знает; и чем она глупее, тем кажется шире её кругозор. Если же художник, которому толпа верит, решится заявить, что он ничего не понимает из того, что видит, то уж это одно составит большое знание в области мысли и большой шаг вперёд."
"Большинство живущих на земле людей не задается мыслью определить "добро". В чем оно, добро? Кому добро? От кого добро? Есть ли добро общее, применимое ко всем людям, ко всем племенам, ко всем положениям жизни? Или мое добро в зле для тебя, добро моего народа в зле для твоего народа? Вечно ли, неизменно ли добро, или вчерашнее добро сегодня становится пороком, а вчерашнее зло сегодня есть добро? Приходит пора Страшного Суда, и о добре и зле задумываются не только философы и проповедники, а все люди, грамотные и безграмотные.
Подвинулись ли за тысячелетия люди в своих представлениях о добре? Есть ли это понятие, общее для всех людей, несть эллина и иудея, как полагали евангельские апостолы? Несть классов, наций, государств? А быть может, понятие еще более широкое, общее и для животных, для деревьев, мха, то самое широкое, которое вложили в понятие добра Будда и его ученики? Тот Будда, который, чтобы объять добром и любовью жизнь, должен был прийти к ее отрицанию.
Я вижу: возникающие в смене тысячелетий представления морально-философских вождей человечества ведут к сужению понятия добра. Христианские представления, отделенные пятью веками от буддийских, сужают мир живого, к которому применимо добро. Не все живое, а лишь люди! Добро первых христиан, добро всех людей сменилось добром для одних лишь христиан, а рядом жило добро для мусульман, добро иудеев. Но прошли века, и добро христиан распалось на добро католиков, протестантов, добро православия. И в добре православия возникло добро старой и новой веры. И рядом шло добро богатых и добро бедных, рядом рождалось добро желтых, черных, белых. И, все дробясь и дробясь, уже рождалось добро в круге секты, расы, класса, все, кто были за замкнутой кривой, уже не входили в круг добра. И люди увидели, что много крови пролито из-за этого малого, недоброго добра во имя борьбы этого добра со всем тем, что считало оно, малое добро, злом. И иногда само понятие такого добра становилось бичом жизни, большим злом, чем зло. Такое добро пустая шелуха, из которой выпало, утерялось святое зернышко. Кто вернет людям утерянное зерно?
Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков. А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком. Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!). Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости. Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Дмитрий Лихачёв. «Письма к молодым читателям»
30 сентября - День памяти Дмитрия Сергеевича Лихачева, русского интеллигента. «Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям».
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]