ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго
Джан дерхъаб! Гlямру дерхъаб!

Четверг, 23.01.2025, 08:54
  Путь дарго Приветствую Вас гость | RSS

 
 
19. Персы
26.05.2016, 14:18
Формулировки уточняются 

 


Тема девятнадцатой недели года - первой недели месяца Зоологии.



- Как ты умудряешься столько читать? – Спросил Мурад у Азиза. – Откуда у тебя столько времени?
- Было бы желание – время всегда найдется.
- А зрения не жалко? Вон очки уже нацепил. А ведь в школе их не было.
- Жалко, конечно. Но что поделаешь, ради знаний приходится жертвовать здоровьем.
- Я сразу засыпаю, как книгу в руки возьму.
- Сытое брюхо к науке глухо – не я придумал. Ты много жрешь, поэтому и не можешь читать.
- Я не ем больше твоего.
- Ага. А это что? – ткнул Багьадур в живот Мурада.
- Это трудовая мозоль.
- Обжорство – грех. Адзи говорит, воздержание и соблюдение меры во всем, в том числе и ограничение в еде – пятый урок Пути. Не только во время поста, но и ежедневно. Из-за стола надо вставать с легким чувством голода.
- Вот ты и вставай! – огрызнулся Мурад. – Можешь и вовсе не садиться.
- Мы с адзи каждый месяц держим недельный пост, ничего мясного и мучного не едим, и спиртное не пьем в течении шести дней.
- Скажи честно, твой адзи сам же придумал свой пост?
- Можно и так сказать. Но точнее будет сказать, что он прочитал много разных диет и рекомендаций и выбрал из прочитанного, на его взгляд, наиболее полезное для здоровья. И уже много лет придерживается его. Если ты знаешь более полезную диету – с удовольствием послушаем тебя.
- И голодание полезно?
- Ученые в этом деле люди говорят, что полезно. Один-два дня полезно голодать каждому, но если голодаешь больше – надо под наблюдением врачей. А мы голодаем два дня – в среду и четверг.
- Что дает ваше голодание?
- Очищение и организма, и души.
- Ага, очищение души. Когда я голодный становлюсь как зверь - какое же это очищение души?
- Это значит, что ты не подготовился. Вот именно с психологической подготовки и начинается очищение души.
- И вы ничего не едите?
- Не едим. После ужина во вторник и до завтрака в пятницу - только вода или несладкий легкий чай. В пятницу утром – стакан теплой воды, потом яблоко и только через полчаса – легкий завтрак: овсянка, овощи, чай. Опять же – ни хлеба, ни мяса…
- А такая диета и голодание всем полезны?
- В наше сытое время воздержание полезно всем. Возможно, в будущем будет персонализированная медицина и для каждого отдельная диета. А пока общая рекомендация – все хорошо в меру. Умеренность - путь к здоровой жизни. Не может разумный человек впадать в крайность. Без фанатизма и всяких излишеств разумный соблюдает меру и в еде, и питье. Отсутствие меры – один из главных грехов человека.
- Чем ваша диета отличается от поста?
- Адзи говорит: если только воздержание от еды – это не пост, а диета. Пост, кроме воздержания в еде и очищения организма, еще и духовное очищение, воздержание от плохих поступков, слов и мыслей. Без духовных усилий недоедание и голодание – просто диета. А еще во время поста мы в основном разговариваем про нашу историю.
- Хорошо бы это знание втолковать правителям. Которые не могут никак насытиться.
- Ты это про что?
- Про то самое. Давай лучше про историю.
- Давай. Сегодня наша тема – про персов. Известно стремление персидского правителя Хосрова Ануширвана установить свое влияние до Дербента и отгородиться от северных народов. Для этого он выстроил несколько крепостей, в том числе самую известную крепость Дербента – Нарын-калу. Конечно же, там было поселение и до Хосрова, но крепость выстроил он, примерно в середине VI века.
- Почему мы постоянно говорим только о нашествиях иностранных захватчиков на Дагестан? Разве не было такого, чтобы сами дагестанцы нападали на соседние страны и народы? Что, правители Дагестана не жадные?
- Было, конечно, хотя и не так много. Можно, например, рассказать про нападения объединенного войска дагестанцев под командованием Уцмия Ахмедханав 1722 году на Ардебиль – персидский город. Но до этого похода были персидские нашествия и в XVI, и в XVII веках, а потом уже в XVIII веке во времена Надир-шаха.
- И еще. Ты в основном рассказываешь про даргинцев. Разве не весь Дагестан выступал против Надир-шаха?
- Во-первых, остальные народы уже рассказали и рассказывают про свою историю и своих героев. А если мы сами не расскажем про свою историю, кто нам ее расскажет и как преподнесет? А во-вторых, не весь Дагестан выступал против Надир-шаха. Например, тарковский шамхал Хасбулат и его подданные были на стороне персов и помогали им. И не только они.
- Но историки говорят об объединенных войсках дагестанцев?
- Правильно говорят.
- Расскажи подробнее.
- Подробнее рассказывать много вечеров надо. Я могу рассказать вкратце. Первый поход Надир-шаха был в 1734 году, потом были еще в 1738, в 1741, в 1742 годах и последний в 1745 году. И во всем этом противостоянии Дагестана иранским захватчикам немаловажную роль сыграли Сурхай-хан казикумухский и его сын Муртазаали, Ахмедхан-уцуми, правитель Кайтага, и его зять Ахмет-хан Мехтулинский. При том, что тот же уцмий Ахмедхан и Сурхай-хан несколько раз вынуждены были сдаться Надир-шаху и выражать ему покорность, при первом удобном случае они восставали и возглавляли своих воинов.
- В последнее время много говорят про Мегебское сражение, почему-то называют его Андалальским.
- Да, говорят. Политикам захотелось именно это сражение выставить за единственное, хотя были еще сражения не менее важные. Возможно, кто-то из влиятельных нынешних политиков родом с того села.
- А что там было?
- Было сражение. Объединенные силы дагестанцев разбили войско Надир-шаха. В общей сложности, в этой битве из 52-тысячного персидского войска спастись удалось лишь 27-тысячам.
- Еще какие были сражения?
- Буквально через несколько дней после Мегебского (Андалальского) сражения в Аймакинском котле уничтожено 32 тысячи кизылбашей, а через месяц в Капкайском ущелье близ Баршли - 30 тысяч. Всего в 1741-1742 годах было уничтожено примерно 115-120 тысяч захватчиков. Бои в Аймакинскоми Капкайском ущельях нанесло персидским войскам не меньший урон, чем это имело место в Мегебе (Андалале). Но широкие массы не знают об этом. На слуху только Андалал. Странным образом много документов и источников про события до и после сражений, а про сами сражения – больше легенд и преданий, чем документов.
- Убито столько врагов, наверное, и с нашей стороны были потери?
- Конечно же, были. Но история пока умалчивает о них. Говорят разве что о зверствах карателей – как и тюрки, так и персы убивали не только воинов, но и женщин и детей. Точно также любили молотить детей конями, уложив их на току – устраивали шах-хирман. Есть пример Кала-Корейша, когда, зная жестокость персидской орды, женщины убивали своих детей и себя, но не сдавались врагу. Раньше, до арабов, село называлось Уркlмуц, от слов уркlи – сердце (есть еще версия Ургмуца, от слова урга – середина) и муца – гора, что соответствовало срединному положению села. Но потом кому-то захотелось привязать происхождение села к курейшитам.
- Надо бы и в этих местах создать мемориалы, подобные Андалальским, и хотя бы раз в году организовывать памятные мероприятия.
- Обязательно надо. Надо помнить и героев, и постоянно поминать жертвы этих войн. Но при этом чаще смотреть вперед, а не назад.



Оглавление
Категория: Путь дарго | Добавил: дарго
Просмотров: 1421 | Загрузок: 0 | Комментарии: 7
Всего комментариев: 7
1 дарго  
0

2 дарго  
0
Онлайн-тур по Кала-Корейшу
https://www.culture.ru/vtour....cxKs9Ek

3 дарго  
0
Героическая оборона даргинцами крепости Кала-Курейш от намного превосходящих сил персидского Надир-шаха. А также, проявление беспримерной жертвенности защитниками кайтагской столицы, внесших значительный вклад в разгром иранцев.

... В 1742 году у стен Кала-Корейша состоялась кровопролитная битва, в которой руководил сам 76-летний уцмий Ахмед-хан объединенными силами кайтагцев и акушинцев. Когда даргинцы почти окружили Надира, он понял, что его войско потерпело поражение. Видя это, афшарцы стали отступать и спасли его.

На следующий день иранские войска, значительно превосходившие по численности защитников крепости, ворвались в Калакорейш. Рукопашный бой длился три часа. Разъяренные воины шаха устроили кровавую резню. Такого истребления защитников не было за 2700 лет истории Азии и Европы - свидетельствовал иранский историк Сардадвар.

Крепость пала, но семьи кайтагцев, чтобы не попасть в плен кончали жизнь самоубийством ... женщины сами убивали своих детей, а затем бросались в пропасть. Иранцы не смогли взять в плен даже одного человека.

После падения Кала-Корейша Надир-шах заявил, что важнейшая крепость Дагестана в его руках и теперь нет надобности идти в Аварию.

Важную роль в провале дагестанской кампании Надир-шаха имели многочисленные победы, одержанные в боях с агрессором в 1742–43 гг. Наиболее значительным сражением из ряда других следует признать сражение у Кала-Корейша - резиденции уцмия, ставшей яркой страницей освободительной борьбы ...

Источники:

1. Сотавов Н.А., "Крах «Грозы Вселенной» в Дагестане", 2013 г., сс. 242-243

2. Рашидов М.Р., "КАЙТАГСКОЕ УЦМИЙСТВО В КОНТЕКСТЕ КАВКАЗСКОЙ ПОЛИТИКИ ИРАНА, ТУРЦИИ И РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В.", Известия ДГПУ, №1, 2011

4 дарго  
0
Камни Кала-корейша - https://www.youtube.com/watch?v=EbS-Wb8Q6Ng

5 дарго  
0

6 дарго  
0
https://www.facebook.com/permali....7664229

Источник: арабская рукопись:"Сражения уцмиев в Дагестане и история событий (сражений) с иранцами", 1851 г.

7 дарго  
0
"Подводя окончательные итоги кампании 1741 года, еще раз перечислим общие потери персидских захватчиков: 10 тысяч человек под Баршли [72], [73], 7 тысяч под Кубачи [62], битва у Мегеба - 27 тысяч человек [59], Аямахинский котел - 32 тысячи [64], битва у Танти - примерно 10 тысяч [67], разгром в Капкайском ущелье - 30 тысяч [70], [71].
Итого, даргинскому 30 тысячному войску [27], [28], [29] и его союзникам (в основном лакские [52], [53] и табасаранские воины [74]) удалось уничтожить в 7-ми генеральных сражениях примерно 115-120 тысяч вражеских солдат или 80% от изначального 150 тысячного [75] войска Надир-шаха.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 
Форма входа


Категории раздела
Путь дарго [66]
Пророки Бога [74]
Пророки Жизни [44]
Пророки Духа [21]
Вольное общество [2]

Поиск

Наш опрос
Включить в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО
1. Лезгинка
2. Хинкал
3. Чуду
4. Кубачи
5. Хlяйчу
Всего ответов: 25

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

 

Copyright MyCorp © 2025
Сайт создан в системе uCoz