Тема девятнадцатой недели года - первой недели месяца Зоологии.
- Как ты умудряешься столько читать? – Спросил Мурад у Азиза. – Откуда у тебя столько времени? - Было бы желание – время всегда найдется. - А зрения не жалко? Вон очки уже нацепил. А ведь в школе их не было. - Жалко, конечно. Но что поделаешь, ради знаний приходится жертвовать здоровьем. - Я сразу засыпаю, как книгу в руки возьму. - Сытое брюхо к науке глухо – не я придумал. Ты много жрешь, поэтому и не можешь читать. - Я не ем больше твоего. - Ага. А это что? – ткнул Багьадур в живот Мурада. - Это трудовая мозоль. - Обжорство – грех. Адзи говорит, воздержание и соблюдение меры во всем, в том числе и ограничение в еде – пятый урок Пути. Не только во время поста, но и ежедневно. Из-за стола надо вставать с легким чувством голода. - Вот ты и вставай! – огрызнулся Мурад. – Можешь и вовсе не садиться. - Мы с адзи каждый месяц держим недельный пост, ничего мясного и мучного не едим, и спиртное не пьем в течении шести дней. - Скажи честно, твой адзи сам же придумал свой пост? - Можно и так сказать. Но точнее будет сказать, что он прочитал много разных диет и рекомендаций и выбрал из прочитанного, на его взгляд, наиболее полезное для здоровья. И уже много лет придерживается его. Если ты знаешь более полезную диету – с удовольствием послушаем тебя. - И голодание полезно? - Ученые в этом деле люди говорят, что полезно. Один-два дня полезно голодать каждому, но если голодаешь больше – надо под наблюдением врачей. А мы голодаем два дня – в среду и четверг. - Что дает ваше голодание? - Очищение и организма, и души. - Ага, очищение души. Когда я голодный становлюсь как зверь - какое же это очищение души? - Это значит, что ты не подготовился. Вот именно с психологической подготовки и начинается очищение души. - И вы ничего не едите? - Не едим. После ужина во вторник и до завтрака в пятницу - только вода или несладкий легкий чай. В пятницу утром – стакан теплой воды, потом яблоко и только через полчаса – легкий завтрак: овсянка, овощи, чай. Опять же – ни хлеба, ни мяса… - А такая диета и голодание всем полезны? - В наше сытое время воздержание полезно всем. Возможно, в будущем будет персонализированная медицина и для каждого отдельная диета. А пока общая рекомендация – все хорошо в меру. Умеренность - путь к здоровой жизни. Не может разумный человек впадать в крайность. Без фанатизма и всяких излишеств разумный соблюдает меру и в еде, и питье. Отсутствие меры – один из главных грехов человека. - Чем ваша диета отличается от поста? - Адзи говорит: если только воздержание от еды – это не пост, а диета. Пост, кроме воздержания в еде и очищения организма, еще и духовное очищение, воздержание от плохих поступков, слов и мыслей. Без духовных усилий недоедание и голодание – просто диета. А еще во время поста мы в основном разговариваем про нашу историю. - Хорошо бы это знание втолковать правителям. Которые не могут никак насытиться. - Ты это про что? - Про то самое. Давай лучше про историю. - Давай. Сегодня наша тема – про персов. Известно стремление персидского правителя Хосрова Ануширвана установить свое влияние до Дербента и отгородиться от северных народов. Для этого он выстроил несколько крепостей, в том числе самую известную крепость Дербента – Нарын-калу. Конечно же, там было поселение и до Хосрова, но крепость выстроил он, примерно в середине VI века. - Почему мы постоянно говорим только о нашествиях иностранных захватчиков на Дагестан? Разве не было такого, чтобы сами дагестанцы нападали на соседние страны и народы? Что, правители Дагестана не жадные? - Было, конечно, хотя и не так много. Можно, например, рассказать про нападения объединенного войска дагестанцев под командованием Уцмия Ахмедханав 1722 году на Ардебиль – персидский город. Но до этого похода были персидские нашествия и в XVI, и в XVII веках, а потом уже в XVIII веке во времена Надир-шаха. - И еще. Ты в основном рассказываешь про даргинцев. Разве не весь Дагестан выступал против Надир-шаха? - Во-первых, остальные народы уже рассказали и рассказывают про свою историю и своих героев. А если мы сами не расскажем про свою историю, кто нам ее расскажет и как преподнесет? А во-вторых, не весь Дагестан выступал против Надир-шаха. Например, тарковский шамхал Хасбулат и его подданные были на стороне персов и помогали им. И не только они. - Но историки говорят об объединенных войсках дагестанцев? - Правильно говорят. - Расскажи подробнее. - Подробнее рассказывать много вечеров надо. Я могу рассказать вкратце. Первый поход Надир-шаха был в 1734 году, потом были еще в 1738, в 1741, в 1742 годах и последний в 1745 году. И во всем этом противостоянии Дагестана иранским захватчикам немаловажную роль сыграли Сурхай-хан казикумухский и его сын Муртазаали, Ахмедхан-уцуми, правитель Кайтага, и его зять Ахмет-хан Мехтулинский. При том, что тот же уцмий Ахмедхан и Сурхай-хан несколько раз вынуждены были сдаться Надир-шаху и выражать ему покорность, при первом удобном случае они восставали и возглавляли своих воинов. - В последнее время много говорят про Мегебское сражение, почему-то называют его Андалальским. - Да, говорят. Политикам захотелось именно это сражение выставить за единственное, хотя были еще сражения не менее важные. Возможно, кто-то из влиятельных нынешних политиков родом с того села. - А что там было? - Было сражение. Объединенные силы дагестанцев разбили войско Надир-шаха. В общей сложности, в этой битве из 52-тысячного персидского войска спастись удалось лишь 27-тысячам. - Еще какие были сражения? - Буквально через несколько дней после Мегебского (Андалальского) сражения в Аймакинском котле уничтожено 32 тысячи кизылбашей, а через месяц в Капкайском ущелье близ Баршли - 30 тысяч. Всего в 1741-1742 годах было уничтожено примерно 115-120 тысяч захватчиков. Бои в Аймакинскоми Капкайском ущельях нанесло персидским войскам не меньший урон, чем это имело место в Мегебе (Андалале). Но широкие массы не знают об этом. На слуху только Андалал. Странным образом много документов и источников про события до и после сражений, а про сами сражения – больше легенд и преданий, чем документов. - Убито столько врагов, наверное, и с нашей стороны были потери? - Конечно же, были. Но история пока умалчивает о них. Говорят разве что о зверствах карателей – как и тюрки, так и персы убивали не только воинов, но и женщин и детей. Точно также любили молотить детей конями, уложив их на току – устраивали шах-хирман. Есть пример Кала-Корейша, когда, зная жестокость персидской орды, женщины убивали своих детей и себя, но не сдавались врагу. Раньше, до арабов, село называлось Уркlмуц, от слов уркlи – сердце (есть еще версия Ургмуца, от слова урга – середина) и муца – гора, что соответствовало срединному положению села. Но потом кому-то захотелось привязать происхождение села к курейшитам. - Надо бы и в этих местах создать мемориалы, подобные Андалальским, и хотя бы раз в году организовывать памятные мероприятия. - Обязательно надо. Надо помнить и героев, и постоянно поминать жертвы этих войн. Но при этом чаще смотреть вперед, а не назад.
Героическая оборона даргинцами крепости Кала-Курейш от намного превосходящих сил персидского Надир-шаха. А также, проявление беспримерной жертвенности защитниками кайтагской столицы, внесших значительный вклад в разгром иранцев.
... В 1742 году у стен Кала-Корейша состоялась кровопролитная битва, в которой руководил сам 76-летний уцмий Ахмед-хан объединенными силами кайтагцев и акушинцев. Когда даргинцы почти окружили Надира, он понял, что его войско потерпело поражение. Видя это, афшарцы стали отступать и спасли его.
На следующий день иранские войска, значительно превосходившие по численности защитников крепости, ворвались в Калакорейш. Рукопашный бой длился три часа. Разъяренные воины шаха устроили кровавую резню. Такого истребления защитников не было за 2700 лет истории Азии и Европы - свидетельствовал иранский историк Сардадвар.
Крепость пала, но семьи кайтагцев, чтобы не попасть в плен кончали жизнь самоубийством ... женщины сами убивали своих детей, а затем бросались в пропасть. Иранцы не смогли взять в плен даже одного человека.
После падения Кала-Корейша Надир-шах заявил, что важнейшая крепость Дагестана в его руках и теперь нет надобности идти в Аварию.
Важную роль в провале дагестанской кампании Надир-шаха имели многочисленные победы, одержанные в боях с агрессором в 1742–43 гг. Наиболее значительным сражением из ряда других следует признать сражение у Кала-Корейша - резиденции уцмия, ставшей яркой страницей освободительной борьбы ...
Источники:
1. Сотавов Н.А., "Крах «Грозы Вселенной» в Дагестане", 2013 г., сс. 242-243
2. Рашидов М.Р., "КАЙТАГСКОЕ УЦМИЙСТВО В КОНТЕКСТЕ КАВКАЗСКОЙ ПОЛИТИКИ ИРАНА, ТУРЦИИ И РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В.", Известия ДГПУ, №1, 2011
"Подводя окончательные итоги кампании 1741 года, еще раз перечислим общие потери персидских захватчиков: 10 тысяч человек под Баршли [72], [73], 7 тысяч под Кубачи [62], битва у Мегеба - 27 тысяч человек [59], Аямахинский котел - 32 тысячи [64], битва у Танти - примерно 10 тысяч [67], разгром в Капкайском ущелье - 30 тысяч [70], [71]. Итого, даргинскому 30 тысячному войску [27], [28], [29] и его союзникам (в основном лакские [52], [53] и табасаранские воины [74]) удалось уничтожить в 7-ми генеральных сражениях примерно 115-120 тысяч вражеских солдат или 80% от изначального 150 тысячного [75] войска Надир-шаха.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]