Тема двадцать шестой недели года - четвертой недели месяца Антропологии
- Привет, деда, а куда ты идешь? - Привет. Я ж тебе говорил, так нельзя спрашивать. Попробуй еще раз. - В добрый путь, деда. - Спасибо, внучок. Здравствуй, Азиз. Къушум собирается, пойду, послушаю, может, и сам что скажу. - Что такое Къушум? - Это название Вольного общества Дарго. Так издревле называли и собрание свободных узданов, как правило, за накрытым столом. Мы будем есть, пить и разговаривать. Так же называется и место, или дом, где мы собираемся. Где ищем истину и выправляем Путь. А еще на небесах есть духовный Къушум – единство душ праведных умов. - А о чем вы будете говорить? - Я лично буду говорить о том, что нам необходимо построить свой дом для собраний. - Мне можно с тобой? - Можно, конечно. Но тебе будет скучно. Лучше с отцом погуляй. - Что на повестке? – это уже Азиз. - Будем обсуждать устав Къушума, вносить в него изменения и дополнения. Еще я набросал проект строительства, посмотрю, что скажут. - А зачем этот устав нужен? Вы же не юридическое лицо? - Устав - это как бы общий договор людей, которые собираются вместе, чтобы что-то построить. - А что вы будете строить? - Мы попробуем, условно говоря, уложить пару камней в дорогу в Рай. Къушум – это еще и чистилище в преддверии смерти: место, где человек может отойти от мирской суеты и получить ответы на вечные вопросы, покаяться в своих грехах и очистить свою душу для входа в Рай. - Не наигрались? - Нет. Мы считаем, что должны оставить после себя идеал человеческого сообщества. - А государство – не идеал? - Нет. Государство – возможное здесь и сейчас устройство общества, исходя из реалий сего дня. Порой жестоких и жестких. А наш Къушум – некий идеал. Небесный город, если хочешь. Сегодня его назвали бы гражданским обществом. Скорей всего – недостижимый идеал. - Зачем он нужен идеал, недостижимый? Мало реальных забот на земле? - Оно было в нашей истории, но в кровожадном мире не выдержало нашествий грубой силы других государств и кануло в лету. Но он нужен, как маяк вдали, чтобы знать, куда двигаться. - Когда оно было? И как оно существовало? - Каждый уздан был свободен и душой, и телом. И он знал, что живущий по соседству с ним – такой же свободный уздан. И оба-все знали, что свобода и воля – не вседозволенность. Каждый из них жил по своему уму и совести. До тех пор, пока не вступал в конфликт с соседом. Тогда их спор разрешал кьади – судья. Другой администрации в селах не было.