Тема сорок четвертой недели года - пятой недели месяца Культуры
Обогнав идущих, иномарка скрылась в облаке пыли.
- Цlа-цlа-цlа, – процокал языком Алим, недовольно качая головой.
- Вот это да! – восхищенно разинул рот Дани. – Вот это скорость!
- Нашел кому завидовать, - остудил его восторги дед. – Знаешь, кто это был?
- Знаю, Саид с соседней улицы. Его сестра со мной учится.
- Не знаю, что это за Саид, но его поступок сейчас – это поступок раба!
- Раба? А почему раба? Деда, а кто такой раб? – зачастил Даник.
- Раб ленив и боится всего, боится что-то делать, поменять, и поэтому зависит от более сильного и деятельного.
- А почему раб боится? – спросил внук.
- Потому что трус. Раб боится того же инспектора ГАИ, и когда стоит инспектор, он ведет себя, как говорится, ниже травы, тише воды, и не нарушает правила. А нет инспектора – он считает, что ему все можно. Свобода для него - вседозволенность. И еще у него нет мозгов, чтобы правильно оценить ситуацию, чтобы понять: нельзя по селу ездить с такой скоростью. Вот для таких безмозглых общество и придумало правила дорожного движения. За нарушение которых наказывает. Иначе никак.
- А кто не боится?
- Не боится истинно свободный человек.
И как бы уже для себя, Алим продолжил вслух:
- В любом обществе есть разумные люди, которые умеют сочетать свою свободу со свободой другого. Находить компромисс свобод и интересов. Свобода каждого человека должна заканчиваться там, где начинается свобода другого. Для соблюдения взаимных свобод и интересов устанавливаются некие правила, законы.
- А кто устанавливает?
- Какие-то сиюминутные законы устанавливают депутаты, а вечные - пророки с божьей помощью. Когда правила хорошие, правильные, они со временем становятся неформальными, но все же законами, законами Духа - адатами. И на уважении к ним воспитывают с детства. А Саида, видать, не так воспитали.
- А кто это - Дух?
- Дух – это совесть общественная, общечеловеческая, возведенная в закон. Понял?
- Понял. А что такое совесть?
- Повтори.
- Дух – это совесть общечеловеческая, возведенная в закон. А что такое совесть?
- Совесть - это то, что осталось в тебе после того, как тебя учили и воспитывали, и что ты делаешь, когда тебя никто не видит. А еще совестливый человек никогда не говорит за глаза про человека то, чего не говорит ему в глаза. А настоящий даргон всегда жил по совести. Даргон – интеллигентен в первую очередь. Хочется сказать, что для него всегда главными были честь и достоинство. И свои собственные, и чужие. Но были же в его жизни моменты, когда от его слов и поступков зависели жизнь и здоровье его детей? Очень трудный выбор, внучок, практически невозможный. Не дай Аллагь никому встать перед таким выбором.
Алим замолчал.
- А неглавные? – Данику нравились эти разговоры с дедом.
- А потом уже на втором месте: в мирное время он добытчик и его задача - благополучие семьи, его процветание, а в военное время он воин и его задача - защита Родины. Вот если все так будут ездить, как Саид сейчас, что получится? Если из другой улицы такой же Саид выедет с такой же скоростью?
- Авария получится.
- Правильно. Могут и сами водители пострадать, и посторонние люди. Вот поэтому, когда живешь среди людей, надо думать и о других людях тоже, об обществе. Невозможно жить среди людей и не считаться с ними. Понял? Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Но если раб не понимает и просто боится общества и его законов, то свободный даргон уважает и общество, и его законы, потому что понимает их необходимость. Понял?
Внук молча кивал головой. Потом сообщил:
- Вчера мама Азада не пускала его погулять со мной. А он не послушался и убежал. И вечером его поругали и наказали.
- Нельзя наказывать за желание быть свободным, если его свобода никому не вредит. Наказать можно за то, что человек портит или ворует чужое имущество или подвергает риску жизнь и здоровье другого человека.
- Азад тоже раб?
- Он пока еще маленький. И не понимает, что у него есть и обязанности – уроки сделать, за сестренкой посмотреть. И пока обязан слушаться своих родителей. Вот когда вырастет, тогда и получится из него или раб, или свободный человек. Тогда и увидим, оправдает ли он свое имя: Азад – Свобода.
Помолчали. Через минуту дед спросил:
- Как ты думаешь, если инспектор поймает этого Саида за такую скорость, что Саид скажет?
- Придумает, что он куда-то очень спешил. Или скажет, что ехал не быстро.
- Вот, еще один признак раба – он врет часто, и по нужде, и без нужды. А свободный даргон никогда не врет. Если кто-то врет, значит он боится, или ищет незаслуженную выгоду. Какой же он даргон тогда?
- Саид – усал гъобза?
- Не знаю, по одной этой ситуации трудно сказать, но поступок его сейчас – точно поступок усал гъобза. Может, он вайгъобза. Никого не боится, но штраф платить не захочет. Даже если признается, что он нарушил и заплатит штраф, в любом случае, гlяхlгъобза его не назовешь. Потому что он подвергал риску и свою жизнь, и жизнь и здоровье людей с этой улицы без всякой уважительной причины.
- А может, у него была уважительная причина – у кого-то заболел живот, и Саид его в больницу отвез?
- Ну ты молодец, Даник, сделал деда! – довольно улыбнулся дед и взъерошил ему волосы. – Всегда ищи доброе в чужих поступках.