ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго
Джан дерхъаб! Гlямру дерхъаб!

Пятница, 03.01.2025, 03:27
  Мой Дагестан Приветствую Вас гость | RSS

 
 
"Кумык Петра Великого" князь Гамза-бек Тарковский

Во время пребывания Петра I в Дагестане в 1722 году Гамза-бек отцом, шаухалом Адиль-Герем Тарковским, был отдан русскому государю ("в аманаты") на воспитание. Тот увез его с собой в Россию. Его дальнейшая судьба покрыта мраком безвестности. Возможно, что именно он, навсегда оставшись на государвевой службе в России, женившись на христианке и приняв православие, стал родоначальником русской ветви Тарковских, в потомстве которых в истории культуры России хорошо известны отец и сын Арсений и Андрей Тарковские.

 

Тарковские. Отец и сын, поэт и режиссер. Знаковые в истории современной России фигуры. Интерес к ним со временем не только не только не ослабевает, напротив, возрастает. Не утихают споры и об их предках, их происхождении...

Автор этих строк в конце 70-х годов вместе с ныне профессором ДГУ А-К. Ю. Абдуллатиповым на одном из вечеров поэзии в МГУ в многотысячной аудитории имел возможность обратиться к Арсению Александровичу лично с вопросом о его предках и их связях с Дагестаном. Арсений Александрович, полностью зачитав мою записку (при этом он назвал авторов записки "своими сородичами из Дагестана") и поблагодарив за нее ответил, что ''это давняя и долгая история, уходящая своими корнями в глубь веков, и чтобы рассказать ее не хватит и целого вечера, а он не хотел бы занимать многочисленную аудиторию, собравшуюся внимать стихам, своим рассказом".

Была, правда, после вечера и короткая встреча с ним, он выглядел усталым, в чем и сам признался, но, обрадовавшись встрече с "сородичами, извинился, что не смог по состоянию своего здоровья (мы не раз до этого с ним созванивались) с нами встретиться. Но обещал, что выберет для этого еще время, и мы сможем с ним обменяться мнениями по всем интересующим нас вопросам.

Мы расстались, встретиться еще раз также с ним не посчастливилось. Но "давняя и долгая история... " все еще продолжала меня и многих других занимать.

Вот и ныне, в год 70-летнего юбилея Андрея Тарковского, в электронных средствах массой информации вновь разгорелись прелюбопытные споры насчет их происхождения. Ныне по ним хотелось бы высказаться и мне. Но для зачина процитирую по данному вопросу некоторые наиболее интересные и информативные суждения.

Александр Сокуров, кинорежиссер:
"Андрей Тарковский происходил из древнего рода кумыкских шамхалов Дагестана, генеалогические корни которых восходят к хазарским каганам VIII в. "

(Документальный фильм об Андрее Тарковском "Московская элегия")

Ирина Поплавская, искусствовед:
"Арсений Тарковский происходил из древнего рода шамхалов Дагестана. В Дагестане было их родовое имение Тарки Дагестан - горная страна, и эта страна - ее горский дух - не могла не повлиять на мир Тарковских. Я думаю, с Кавказа пришло стремление отца и сына достигать вершин искусства и дышать "разряженным воздухом", и разящая жесткость в отборе образов и слов, и отточенность поэтического языка, пронизывающего открытиями, как кинжальное острие ".

(Счастливые мученики. Воспоминания о Шукшине и Тарковском)

Александр Ревич, поэт:
Я знал о том, что Арсений сильно утверждал миф о своем дагестанском происхождении (от шамхалов Таюковских!). Моя подруга - его дочка Марина - до сих пор не опровергает этой версии. Штейнберг, дружа с Тарковским, знал его родителей (когда Штейнберг и Тарковский в Москве сошлись - они с разных мест). Арсения мальчиком хорошо знали Тарловские и очень хорошо знал Арго, потому что рем ведь из Кировограда (Елизаветграда). Так вот, он из шляхетской семьи, украинская шляхта. Они были поляками, потом понемножку приняли православие и сделались магнатами. У них там далее было какое-то землевладение, хотя отец его был в ссылке, кажется, сильно разорившимся. Потом, со слов Арсения, его отец был в ссылке в Сибири как народоволец1), один из террористов, которые царей взрывали в каретах. Арсений рассказывал, что он был в переписке, в дружбе с Пилсудским, но одновременно с Пилсудским, там же в ссылке, где был его папа, был Ленин. Хорошее такое сплетение. У Арсения в роду был знаменитейший украинский основоположник театра - Тобилевич... Что касается его шамхалъства, то тут ходит такой анекдот. Когда услышали, что он Тарковский, когда он приезжал на какое-то празднование в Дагестан, кто-то из стариков вышел и упал перед ним на колени, приняв его за потомка шамхалов. Все они считали его своим царем, а он их не разубеждал. Он как-то не опровергал свое шамхалъство ".

("Антология мировой поэзии " 2001, № б, с. 45-60)

 

К генеалогии Арсения и Андрея Тарковских

По данному вопросу существуют две версии: одна - кумыкская (шаухальская), другая - польская (шляхетская). За каждой из них - сведения исторических источников, отрывочные генеалогические данные, семейные легенды, идентификационные высказывания самих Тарковских, их близких, друзей хорошо знакомых, да и предпринятые в последние годы, но не доведенные до конца, историко-родословные разыскания ученых. Утверждать же , что вопрос этот решен сегодня в пользу какой-то одной из этих версий было бы опрометчиво и преждевременно2). Не пытаясь расставить все точки над "i", проанализируем "плюсы" и "минусы" существующих версий с тем, чтобы в результате "выстроить", хоть во многом и гипотетическую, но основанную на конкретных историко-родословных данных генеалогию Арсения и Андрея Тарковских.

На первый поверхностный взгляд, эти две версии прямо противоречат друг другу и где-то взаимно отрицают друг друга.

Наша гипотеза в этом вопросе такова: существующие версии взаимно дополняют, подкрепляют и развивают друг друга. Проанализируем каждую версию в отдельности.

Польская версия

Наиболее полно она впервые изложена в различных газетных публикациях и книге "Осколки зеркала" Марины Тарковской, дочери Арсения Тарковского. "Помню, еще девочкой, рассказывает она, - я видела генеалогическое древо Тарковских, которое хранилось в нашем доме после смерти бабушки, папиной матери. На пергаменте тушью были нарисованы кружочки, в каждый из которых было вписано имя. Я помню, что нашла имя папы и братьев. Более далекие предки тогда меня не интересовали. Потом этот пергамент куда-то исчез, осталась грамота 1803 г. - "патент", написанный по-польски, в котором подтверждаются дворянские привилегии майора Матвея Тарковского. Из этой грамоты и других документов ясно, что род Тарковских - польского происхождения, что прадед и дед папы жили на Украине и были военными. Они исповедовали римско-католическую веру, а папин отец был записан в церковной книге православным и считал себя русским. Так что родословная, которая составлена дагестанскими исследователями, ничем не подтверждается"3).

Кумыкская версия

Эта версия, очевидно, в семье Тарковских существовала изначально и получила широкое распространение со времени первого приезда Арсения Тарковского в Дагестан в 1938 году4). На свое происхождение от шаухалов Дагестана ни раз указывали и отец, и сын Тарковские. Более того, "гордились своими дагестанскими предками". О существовании в семье такой версии происхождения их фамилии не отрицает и дочь Арсения Марина Тарковская5).

Однако ни эта, ни другая, польская, версии, многократно воспроизводимые на страницах публицистической и мемуарной литературы, документированными источниками не подкрепляются.

Наиболее полно существующие в публицистической и мемуарной литературе версии происхождения Тарковских осветил дагестанский исследователь Г. Оразаев, сделавший по этой теме в последние годы несколько весьма интересных публикаций6). Однако, нельзя сказать, что генеалогические исследования в этом направлении существенно продвинулись. И самое главное, как безосновательную следует опровергнуть версию, связанную с Айнутдином и отождествляющую его с отцом Арсения Тарковского Александром Карловичем. Ее с начала 1990-х годов увлеченно "разрабатывали" А. Кадыров, Г. Оразаев и др.7). Ими была предложена некая "дагестанская родословная" Арсения Тарковского, вызвавшая справедливые нарекания.

В связи с ней М. Тарковская еще в 1995 г. совершенно справедливо указывала: "В последнее время, в связи с работой над книгой рассказов о семье Тарковских "Осколки зеркала", я занималась ее родословной. ...Наши предки, а я прослеживаю их с 1780 года, жили на территории теперешней Украины, в Новороссии, были поляками и исповедовали римско-католическую религию. Бабушка Арсения Александровича со стороны отца приняла православие, и дети ее, в том числе папин отец Александр Карлович, были православными и считались русскими.

Я сообщила уважаемым дагестанским исследователям, что Александр Карлович, никак не мог быть Айнутдином из Дагестана, потому что родился в 1862 году в д. Николаевка под Елисаветградом Херсонской губернии...

Но в нашей семье существует устное предание о том, что какой-то далекий предок по линии папы действительно был выходцем из Дагестана и что фамилия наша восходит к названию города Тарки.

Пока я не имею документальных свидетельств об этом предке, но очень может быть, что в родословных книгах Украины и Польши есть какие-то сведения о нем и со временем мы их узнаем"8).

В книге же "Осколки зеркала" М. Тарковская в отношении "дагестанской родословной", разработанной Г. Оразаевым, вынесла, по сути, свой вердикт: "Родословная, которая составлена дагестанскими исследователями, ничем не подтверждается". Не согласуется "дагестанская родословная" и с конкретными биографическими и генеалогическими сведениями, содержащимися в "Автобиографических заметках" и самого Арсения Тарковского9).

Наиболее же достоверной выглядит версия, изложенная со слов Арсения Тарковского Аткаем Аджаматовым10) и в последние годы подтвержденная двумя известными авторами: биографом А. Лавриным11) и поэтом М. Синельниковым. Вот как она выглядит в их изложении.

По Аткаю: "Один из Тарковских уехал в Россию. Там стал офицером Российской армии, участвовал в русско-польской войне, то ли в подавлении польского восстания. Здесь женился на дочери офицера. Чтобы заключить с ней брак, он по требованию отца девушки, согласился перейти в христианство, принять крещение, изменить свое имя. После женитьбы обосновался на Украине"12). От него и берет свое начало русская ветвь Тарковских.

По А. Лаврину: "С Дагестаном связана не только переводческая деятельность А.А. Тарковского, но и родословная. Дальний предок поэта был удельным князем (шамхалом). По традиции на княжеский престол претендовал старший сын и, боясь междоусобной борьбы, один из младших сыновей князя бежал в Россию. Он поступил на службу к императрице Елизавете, став комендантом крепости на реке Ингул, позднее названной Елизаветградом"13).

По М. Синельникову: "Особое чувство влекло Арсения Тарковского к Северному Кавказу, здесь была память о предках, правивших Дагестаном с VIII в. Конечно, ближайшие по времени предки Тарковского принадлежали уже к мелкопоместному польско-украинскому православному шляхетству, но в семье жила память о происхождении от младшего сына Шамхала Тарковского. Этого заложника на всякий случай взял Петр I во время Персидского похода, проходя с войсками через Тарки ..."14).

Неожиданную поддержку кумыкская версия получила и со стороны польского исследователя-киноведа С. Кусьмерчука, который в интервью газете "Комсомольская правда"18 на вопрос "Правда ли, что вам удалось узнать нечто новое о родословной Тарковского?" однозначно ответил: "Режиссер происходил из древнего княжеского рода. Свое имя он, скорее всего, получил от названия небольшого местечка Тарки в Дагестане. Далекий предок Тарковского Матвей был польским дворянином. Прадед Кароль хорошо говорил на польском языке...Неподалеку от Варшавы есть городок Таркув, в котором живет большая семья Тарковских. Пока доподлинно неизвестно, имеют ли они какое-либо отношение к Андрею"15).

Таким образом, две противоположные будто бы версии сомкнулись в одну польско-кумыкскую версию. Удивляться этому вряд ли стоит, ибо еще весьма компетентный в этих вопросах польский тюрколог С. Талько-Хрунцевич, долгие годы занимавшийся историко-родословными исследованиями и накопивший огромный материал по генеалогиям т. н. "польско-литовских татар", указывал, что "масса родов польской шляхты ведет свое начало от тюрко-татар"16). Это хорошо подтверждается исследованиями ряда авторов, в том числе литовского татарина Джемиля Александровича, казанского ученого Я. Гришина17). По историческим источникам также установлено, что прародитель польско-литовских князей Туган-Барановских и также имеет тюркско-дагестанское (кумыкское) происхождение18). И даже в XIX в., как указывает Дж. Александрович, в среде татар Польши и Литвы образуются новые роды и фамилии недавних выходцев из Поволжья, Кавказа и других мест, как, например, Матулины (Мантушевы), Токаевы, Сафиевы19). А по моим уточненным по различным историческим источникам данным, кавказско-тюркское (кумыкское, карачаево-балкарское) происхождение имеют более 20 польско-татарских родов и фамилий. Нельзя списывать и со счетов и мотивы трогательной любви и женитьбы прибывшего с Кавказа на Украину (в Николаевский военный уъезд) мусульманского князя Тарковского с христианкой графиней Тарновской, получившими отражение в беллетристике 1860-х гг. Так, именно такой сюжет был разработан, например, в повести Иды Ган-Ган "Бегинка"20). Это является еще одним, хотя и косвенным, аргументом, подтверждающим польско-кумыкскую версию происхождения русских Тарковских.

Примечательным является и еще одно интересное упоминание польского исследователя о существовании под Варшавой населенного пункта с названием Таркув21), в котором жительство имеет "большая семья Тарковских". Не должно проходить мимо нашего внимания и тот факт, что после революции и гражданской войны в России в Варшаве, обосновался "видный деятель кавказской эмиграции в Варшаве профессор Урхан Тарковский"22). Надо иметь ввиду и то, что фамилия "Тарковский" и в современной Польше немало распространенная.

И если теперь суммировать всю имеющуюся по вопросу происхождения Тарковских информацию и попытаться реконструировать их генеалогическое древо, то вырисовываются целых три варианта генеалогии.

 

Генеалогия I
по М. Тарковской
Генеалогия II
по А. Лаврину и
А. Синельникову
Генеалогия III
по С. Кусьмерчуку
  шаухал Тарковский кн. Шаухал Тарковский
(безымянный)
  Мл. сын шаухала Тарковского (безымянный), выданный в аманаты Петру I ?
     
Матвей Тарковский
(1803 г.)
? Матвей Тарковский
(1803 г.)
Карл Матвеевич Тарковский ? Карл Матвеевич Тарковский
Александр Карлович Тарковский
1862-1924 гг.
Александр Карлович Тарковский
1862-1924 гг.
Александр Карлович Тарковский
1862-1924 гг.
Арсений Александрович Тарковский
1907 -
Арсений Александрович Тарковский
1907 -
Арсений Александрович Тарковский
1907 -
Андрей Арсеньевич Тарковский
1932-1986 гг.
Андрей Арсеньевич Тарковский
1932-1986 гг.
Андрей Арсеньевич Тарковский
1932-1986 гг.

 

Все вышеизложенное, хотя многое и проясняет, однако, не дает ответа, кто же был (мог быть) первопредок, так сказать, родоначальник русских Тарковских.

Кто же был (мог быть) родоначальник?

Ответов на данный вопрос имеется несколько. Но ни один из них не является исчерпывающим. Очевидно, на нынешнем этапе наших историко-родословных исследований еще не возможно дать однозначный ответ. Ниже мы попытаемся дать свой вариант ответа на вышеозначенный вопрос и обосновать его историческими фактами. Но прежде остановимся на предложенных ранее.

Марина Тарковская, основываясь на добытых ею генеалогических данных, и вслед за ней польский исследователь С. Кусьмерчук "первопредком" Тарковских называет Матвея Тарковского(1780-1803гг.), (польского дворянина).

По Аткаю, "первопредком" был некто из Тарковских уехавших из Дагестана, перешедших (когда?) на русскую службу и участвовавших в русско-польской войне (ХVIII в. ?), или в подавлении польского восстания (их было три).

По М. Синельникову, "первопредком" Арсения Тарковского был, скажем так, "кумык Петра Великого", точнее говоря, "младший сын Шамхала Тарковского", выданный в аманаты Петру I во время его Персидского похода.

По А. Лаврину, "дальним предком" А. Тарковского был удельным князем (шамхалом) Дагестана, один из младших сыновей которого бежал в Россию, поступил на службу к императрице Елизавете, став комендантом крепости на реке Ингул, позднее названной Елизаветградом. Он и положил начало русской ветви Тарковских.

Но подтверждается ли это исторически?

И теперь мы переходим к главной, доказательной, части нашего исследования - экскурса в родословную Тарковских.

Для начала ознакомимся с двумя архивными документами. Оба они, на наш взгляд, могут быть связаны с родословной русских Тарковских и, с этой точки зрения, представляют повышенный интерес.

Первый документ. Письмо шаухала Адиль-Герея Тарковского Петру I с просьбой о... приеме на службу сына его Хамза-бека (23).

"И высокопочтению любезного верного сына своего Хамза-бека к стопам в.в. отправил (!), и ежели имеется какая служба надлежащая до меня, то всеподаннепше прошу, да изволите оную приказать вышепомянтуому сыну моему, и какую в.и.в. являете ко мне милость, всепокорно прошу такую же явить и к нему, сыну моему. А я из детей моих, кроме ево. Другим такой веры дать не могу, как ему, и изволите мне верить, что он, Хамза-беку единодушен со мною ".

Наш комментарий. Дальнейшяя судьба Хамзы-бека нам пока не известна. Но следует гипотетически допустить, что именно этот Хамза-бек и был тем "кумыком Петра Великого", положившим начало русской ветви Тарковских и, следовательно, первопредком Арсения и Андрея Тарковских. Во всяком случае, версия, со слов А. Тарковского изложенная М. Синельниковым, получает хоть какую-то историческую "зацепку", ухватившись за которую исследователи могли бы вытянуть всю кумыкско-польско-русскую родословную Тарковских.

Второй документ. 1801 г. августа 23.- Доклад управляющего Азиатским департаментом С.Л. Лошкарева о пожаловании сыну Тарковского шамхала Адиль-Герею звания действительного тайного советника (24).

"Оный князь есть сын инаследник покойного марковского владельца Муртузалия шамхала(25), коего владение, по причине малолетства, в каком остался сей князь по смерти отца своего, взял в управление родной дядя его Баммат, отклоняясь от покровительства двора российского и предавшись Порте, желал оное навсегда удержать за собою, почему и стал сего наследника теснить. Что усмотрев, пограничное начальство и, дабы того неверного шамхала привестъ в послушание, поручило тайным образом г-ну ген.-м., что ныне ген.-от кавалерии, Горичу послать в Торки чиновника, для увезения оттуда помянутого князя, сколько с тем, чтоб его спасти, а паче, чтобы удержать того шамхала в верности, которому чиновнику, посланному от ген. Горича, и удалось в 1791 г. его вывезть в Россию... И когда в 1797 г. он, Баммат, прислал к оному посланца своего с просьбою, чтобы сына его Мегди утвердить в шамхальском достоинстве, который и утвержден, и когда о предмете того посольства с упоминаемым кн. Адилъ-Гереем учинено чрез меня сношение, то он дал отзыв такой, что во уважение наступавшего времени к отъезду г.и.в. в Москву для коронации и бывших тогда обстоятельств в Персии, откуда войска российские не были выведены, не желая сколько-нибудь мешать толь радостному торжеству. Не навлечь на кого-либо здешнему войску препятствия в выходе чрез Дагестан из Персии, охотно оставляет мысли свои на достижение того достоинства впредь до удобнейшего времени и что готов всем пожертвовать благоугодности августейшего двора...

По каковому случаю долгом моим поставляю донесть, что дагестанский народ к имп. Всероссийскому двору привержен и считает сего князя природным своим наследником. Сохраняя усердие свое к нему поныне, то, дабы придать ему же тем более цены и уважения в тех местах и дабы тем паче тамошний народ обязать приверженностию к вые. Е.в. престолу, нахожу нужным по желанию сего князя исходатайствовать ему чин действительного советника и позволение жить на кавказской линии, где г-н ген.-л. Кнорринг считает его не бесполезным к успеху вые. служения, как о том мне в разговорах объяснялся

Подписано по сему: Сергей Лошкарев.
Августа 23 дня 1801 г.

На приводимом документе имеется следующая помета: "По поводу сего доклада упоминаемый кн. Адиль-Герей всемилостивейше пожалован именным указом, данным правительствующему Сенату, в действительные статские советники и позволено ему ехать в Астраханскую губернию".

Еще раньше, а именно в 1795 г. по его же просьбе мать его Бикай, и брат Хамза были переселены в Кизляр на жительство с "определением им на содержание там пансиона" (26). Понятно, что подобным образом реагируя на все обращения кн. Адиль-Герея Тарковского, высшее начальство имело целью, "чтобы кн. Адиль-Герея... привязать и всегда иметь его готовым в политических видах" (27).

Наш комментарий. Согласитесь, прелюбопытный документ. Не подкрепляет, не подтверждает ли разве он сведения А. Лаврина о сыне шаухала, бежавшем в Россию, поступившем на русскую службу и оставшемся здесь жить. Правда, из документа выясняется, что ему разрешено было обосноваться в Астраханской губернии. Вполне допустимо, что впоследствии ему разрешили обосноваться в Украине, где и обзавелся семьей. Кто знает, может именно он, князь Адиль-Герей Тарковский, и был отцом Матвея Тарковского? Словом, вопросы, вопросы...

Чтобы найти хоть маломальские "зацепки", я обратился с запросом в архив Астраханской области и получил следующий ответ за подписью директора архива Т.Н. Просяновой:

"В фондах ГААО имеются следующие сведения о князе Адиль-Герее Тарковском.

27 августа 1801 г. по указу (см. в конце статьи) Всероссийского императора и Правительствующего Сената дагестанский князь, сын Тарковского владельца Муртазали Шамхала за верность и усердие российскому престолу был возведен в чин действительного статского советника и получил разрешение жить в г. Кизляре и по всей Кавказской линии.

Астраханскому губернскому правлению поручалось довести это до сведения кн. Тарковского. Указ был разослан в присутственные места г. Кизляра, г. Моздока, г. Ставрополя, г. Георгиевска и г. Александровска, но положительных сведений о месте жительства кн. Тарковского из этих городов получено не было".

Новые материалы, проливающие свет на судьбу Адиль-Герея Тарковского, нашел и аспирант-историк Ю.Идрисов (см. здесь). Из этих материалов видно, что еще в декабре 1802 г. Адиль-Герей находился в Санкт-Петербурге, а в мае-августе 1805 г. по поручению русского правительства д.с.с. Адиль-Герей находится в Закавказье (г. Нуха) с дипломатической целью - склонить в русское подданство Селим-Хана Шекинского и Мустафы-Хана Ширванского, что ему прекрасно удается...

* * *

В заключение, опираясь на свои и других авторов историко-архивные, родословные разыскания последних лет, я могу предложить два варианта ответа на вопрос:

Кто же был (или мог быть) прародителем польско-русской ветви Тарковских?

Первый вариант: им был (или мог быть) "кумык Петра Великого" - сын Адиль-Герея шаухала (1700-1725 ) Хамза-бек Тарковский.

Второй вариант:

им был (или мог быть) сын Муртузали-шаухала (1765-1777) кн. Адиль-Герей Тарковский.

Однозначно же утвердительный ответ, остается надеяться, дадут лишь последующие архивные, историко-родословные разыскания.


Примечания.

  1. Это подтверждается и архивными данными. Возглавляемый А. К. Тарковским, Елизаветградский народовольческий кружок, в 1883 г. устроил специальный мемориальный вечер К. Маркса. Руководитель кружка А. К. Тарковский рассказал о сочинениях и деятельности К, Маркса, а затем был прочитан отрывок из "Манифеста коммунистической партии" (ЦГИА, ф. 1405, оп.85, 1884, д. 11000, л. 169 об.; см. также: Волк С.С. Народная Воля. 1879-182. М.-Л., 1966, с. 445).
  2. В этом плане показательны публикации в центральной прессе: Матизен И. Андрей Тарковский был кумык: Историческая родина выдающихся художников // "Независимая газета", 4 июля 1992; Тарковская М. Андрей Тарковским кумыком не был, но гордился дагестанскими предками. Там же.15 августа 1992 г.; С. Кусьмерчук. Тарковский был князь, но не диссидент // "Комсомольская правда", 12 мая 1999. Тарковская М. Осколки зеркала. М., 1999, с. 43.
  3. Тарковская М. Там же.
  4. Аджаматов А. Об Арсении Тарковском // Тропою надежды. Махачкала, 1991, с.241. (на кумык, языке).
  5. См.: Книжное обозрение, 1995, № 3, с.4. См.: Книжное обозрение. 1995, № 3, с.4; а иакже: Крайнова Ж. Сыны всех народов? Еще раз о Тарковских // Дагестанская правда, 1996, б января.
  6. См.: Оразаев Г. К генеалогии Арсения и Андрея Тарковских // Аджаматов Б. Шамхалы Тарковские. Султан-Мут. М.-ла, 1999, с. 87-90; он же. К тайнам родословной Арсения и Андрея Тарковских // "КНКО: Вести", № 4, 2000, с.55.
  7. Наиболее концентрированно эта версия с приложением генеалогии Тарковских изложена в статье Г. Оразаева ""Тарковскийлени тухум терегинден" ( Из рода Тарковских) в газете "Ёлдаш" (1992, 11 апрель).
  8. См.: Книжное обозрение, 1995, № 3, с.4.
  9. См.: Тарковский А. А. Собр. соч. в 3-х томах. М. 1991, с. 179,180.
  10. Аджаматов А. Указ. раб., с.241; заметим здесь, что А. Тарковский, по словам поэта М. Синельникова, "благоволил к живому кумыкскому классику Аткаю как "к своему соплеменнику".
  11. Лаврин А. Примечания .. Тарковский А. Собрание сочинений в трех томах / Сост. Т. Озерская-Тарковская. М., 1991, т.1, с.437.
  12. См. Дружба народов", № б, 1997., с.215-216.
  13. Аджаматов А. Указ. раб., с.241.
  14. Лаврин А. Указ. соч.
  15. См.: Кусьмерчук С. "Тарковский был князь, но не диссидент"// "Комсомольская правда 12 мая 1999; см. также: "КНКО:Вести'. Вып. 1, 2000, с. 24.
  16. Z.M. Les Musulman de Lithuanie. P.62 // "КНКО:Вести", вып. 1(5), 2001; см. также: Алиев К. Таргу-иаме. Лексикон. М.-ла,2002, 123-124.
  17. См.: Александрович Дж. Литовские татары как часть тюркского Востока. Баку/ 1927; Гришин Я. Польско-татарские татары (Наследники Золотой Орды). Казань, 1995.
  18. Z.M. Les Musulman de Lithuanie. P.62 // "КНКО:Вести", вып. 1(5), 2001; см. также: Туган-Барановский М. Литовские мусульмане. Варшава. 1895, с.72. (на польском языке); M.Y. Lehistan Тигк1еп // Еmе1, 1962. S. 9-10, 8.25.
  19. Александрович Дж. Указ.соч. C. 4.
  20. См.: Алиев К. Дорогою тысячелетий. Кумыки и их этнородственные связи. 2002 (в рукописи).
  21. См.: Крайнова Ж. Сыны всех народов? Еще раз о Тарковских // "Дагестанская правда". 1996, 6 января.
  22. Название это поразительно сходно с известным в Дагестане еще с гуннских времен Таргъу, являвшимся, как известно, в течение веков столицей могущественных хазарских каганов, а затем грозных шаухалов Тарковских - "Валиев Дагестана" (Л.Лавров).
  23. См. : Казбекова 3. Дагестан в европейской литературе. Грани самопознания. Махачкала. 1991, с.190-110.
  24. См. РДО вв ХVIII-начале XIX . Сб. документов. / Сост.В.Г. Гаджиев. 1722 г.сентября 3,- М. 1988, с.42; АВПР, Ф. 77. 0п.6. 1722г. Д.17.Л. 82,83.
  25. Там же, с. 251-252; АВПР. Ф.77.Оп. 77/6. 1791-1800 гг.Д.472. Л.304-306.
  26. Муртузали-Шаухал Тарковский (1765-1777) - кумыкский государственный деятель. В 1776 г. вступил в русское подданство. С него и с этого времени, как указывается в источниках, "начинается непрерывная и неизменная верность шамхалов Русской Державе, невзирая ни на какие затруднительные обстоятельства, в которые они были поставляемы неприязненными действиями против России прочих владетелей и народов Дагестана". (См.: Шамхалы Тарковские -Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 1. Тифлис. 1868, с. 61.
  27. Там же. С. 243, 246.
  28. Там же. С. 244.


Источник: http://www.kumukia.ru/article-15
Категория: История и география | Добавил: дарго_магомед (01.10.2012)
Просмотров: 2116 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 дарго_магомед  
Интересный вопрос: как назывались Тарковские шамхалы до того, как стали называться "кумыками"? Лакцы?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 
Форма входа


Категории раздела
Адаты современные [9]
Адаты старые [30]
Властные структуры [10]
Города и села [36]
Даргинский язык [39]
Имена Дарго [77]
Ислам [33]
История и география [97]
Кухня [14]
Литература [53]
Население [8]
Научно-популярное [70]

Поиск

Наш опрос
Имя Дарго
1. Саид Амиров
2. Ахмедхан Абубакар
3. Батырай
4. Али-хlяжи Ахъушинский
5. Магомедали Магомедов
6. Никого из них не знаю
7. Алибек Тахо-Годи
8. Абдулла-хlяжи Урахинский
9. Магомед-Салам Умаханов
10. Гамид Далгат
11. Магомед Далгат
12. Дауд-хlяжи Усишинский
13. Башир Далгат
Всего ответов: 153

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
 

 

Copyright MyCorp © 2025
Сайт создан в системе uCoz