В маленькой кузнице невыносимая жара. Такое чувство, что еще немного и стены начнут плавиться. В углу, у горна сидит кузнец Гаджи. Лицо его умиротворено. Губы что-то шепчут…
Молот размеренно бьет по наковальне. Удар, еще удар…Кусок раскаленного металла в руках мастера постепенно обретает форму и превращается в клинок. В настоящий – амузгинский.
Мастер аккуратно кладет на наковальню готовый клинок. Еще один резкий удар молотком и на стальной поверхности и уже проявляется четкий рисунок – знак качества мастера Гаджи.
История амузгинцев
Еще в начале 20-го века дагестанское село Амузги славилось как центр изготовления холодного оружия. Практически все мужчины этого горного аула занимались производством клинков и кинжалов. Амузгинским оружием обладали даже такие исторические личности, как Александр I, Наполеон, Тамерлан и Чингисхан. Говорят, что изделия кавказских оружейников находятся и в Британском музее.
Однако вскоре, в начале 1944 года, жители села утратили свое ремесло. Амузгинцев начали принудительно переселять на равнину. Перемена климата погубила большую часть переселенцев. А оставшиеся в живых забросили свое дело.
По словам Гаджи, когда его отец увидел, что род вымирает, повел всех назад, но в Амузги их уже не пустили. И тогда все разбрелись по разным районам Дагестана и ассимилировались. А Амузги стало мертвым селом.
В прошлом фотограф, ныне оружейник
Жена Гаджи Хадижат спешно накрывает на стол. Время уже обеденное. Сын Курбанкади торопится к нам с альбомом. В нем работы отца. Гаджи в прошлом был профессиональным фотографом. Отдал фотоделу 21 год. Но лишь один день изменил всю его жизнь.
В начале 90-х Гаджи, достаточно известный в Каспийске, удивил всех. Прочитав в журнале статью о том, что дело амузгинских мастеров утрачено, он решил доказать себе и окружающим, что ремесло предков не забыто.
«Долго над Гаджи все смеялись. Даже родственники, друзья, близкие считали, что он либо бездельник, либо сошел с ума, – рассказывает Хадижат. – Ведь муж практически не выходил из кузницы. Не общался ни с кем. Пытался найти секрет предков-кузнецов. А мы в это время жили только на детские пособия…»
Мастер с утра до ночи ковал, ковал… Привязывал молот к руке, чтобы он не выпадал. Ведь рука его не привыкла к тяжести. До сорока лет работал только с фотоаппаратом. Однако клинки сгибались. Три года Гаджи делал и ломал их. До тех пор, пока не добился такого же качества, какое было у оружия его предков.
Долго не получалось. И вдруг Гаджи осенила мысль. Он понял, что должен, прежде всего, найти огонь внутри себя. А потом только направить его в горн.
И вот свершилось чудо. Родился «первенец» амузгинского оружейника. Клинок получился таким же, с каким когда-то в 1936-м году ездил его дед на выставку в Париж.
«Главное, чтобы было у мастера было природное чутье,- отмечает Гаджи.- Ведь наши деды работали не по формулам. А остальному можно при желании научиться».
Эти клинки особенные
Об амузгинской стали Гаджи может рассказывать часами. Амузгинский клинок выдерживает любые нагрузки. Перерубает болты и гвозди. И для сварки одного необходимо наложить 300 тончайших пластин металла. Более того, на булатной стали при растяжении не остается швов и трещин. Однако самое главное не в этом. По словам оружейника, амузгинский клинок никогда не теряет своих свойств.
Амузгинский сварной булат Сабля серебряная
Нож кованный — амузгинская сталь ручной ковки
Вскоре пришло и официальное признание мастера. Специальная комиссия, созданная из докторов наук, научных сотрудников кафедры технологии металла Дагестанского университета и центра высоких технологий Института физики, сотрудники Министерства культуры, историки и художники-ювелиры, изучив амузгинский кинжал VII века, хранившийся в краеведческом музее в Махачкале, сравнила его с новеньким клинком из горна Гаджи.
Результаты исследования потрясли специалистов. Кузнец-самоучка, не имея даже технического образования, смог разгадать секрет амузгинского сплава.
В кузницу с чистой душой и телом
С тех пор оружейник Гаджи в Дагестане знаменитость. Его все знают, им гордятся. Желающие получить настоящий амузгинский клинок выстраиваются в очередь. Иногда приходится ждать по нескольку месяцев, хотя стоят клинки недешево. От 2,5 тысяч долларов.
Мастер, немного отдохнув, снова спешит в кузницу, порог которой он переступает лишь с именем Аллаха.
Гаджи – человек верующий. «Каждое дело нужно начинать, соблюдая правила, если не стальные, то хотя бы железные, – говорит он. – Не заходить в кузницу выпившим, не ругаться , не думать о плохом…». Изготовление клинка – процесс творческий и требует максимальной отдачи и полной сосредоточенности.
На наковальню оружейник кладет только хлеб и Коран. Это тоже имеет глубокий смысл. Десятилетний Курбанкади внимательно следит за каждым движением отца. Кузнец может передать свое мастерство только своим родственникам.
«Старшие сыновья интереса не проявляют,- сетует оружейник. А юный подмастерье схватывает все на лету».
Оружейник надеется, что к 15-ти годам Курбанкади сделает свой первый клинок, если, конечно, сын захочет продолжить нелегкое дело отца. А в этом мастер не уверен. Работа кропотливая и требующая многолетних навыков.
Однако оружейник все же надеется, что огонь в его кузнице не погаснет и не умолкнет стук молотка. А значит, уникальное искусство амузгинского народа не исчезнет навсегда