Горец, мужественный человек, Батырай прославлял храбрость, молодецкую удаль, человека труда, глубоко и проникновенно он пел о любви, а точнее, о своей возлюбленной. Его песни, эмоциональные, проникновенные, и сегодня волнуют сердца горцев. Но, наверное, не все знают, что первым человеком, привившим Батыраю любовь к песням, к народному творчеству, была его мать Шамай. Именно она помогла ему выйти на дорогу поэзии...
Властьимущие селения Урахи не любили Батырая за его независимый характер, за его чуллан чугур, особенно за его любовные песни. Ему запрещали петь. За каждую спетую песню штрафовали или вынуждали покинуть село.
Сам он шутливо сетовал по этому поводу:
Мне б штрафных быков иметь
Больше, нежели волос,
Чтоб старшинам Урахи
Каждый день давать троих.
Зато Батырай всегда был окружен друзьями, которые очень любили его
песни, и, когда им хотелось послушать их, они скидывались и покупали
«штрафного» быка. В те далекие времена молодежь тоже собиралась,
устраивала праздники. Друзья Батырая организовывали такие вечера, чтобы
послушать любимые песни. На них, хотя и очень редко, и к тому же
тайком, но все же появлялись девушки, которые очень хотели послушать
песни знаменитого Батырая. Появление девушек на вечеринках было
нарушением адатов. Узнав об этом, сильно возмутилась верхушка села
Урахи. А когда они узнали о том, что Батыраю понравилась одна из
девушек, они вообще пришли в бешенство.
Эту девушку звали Аминат, и свое первое шестистишие он посвятил ей после первой же встречи:
Играя на чуллинском чунгуре,
Приходил я к дому твоему...
Под звуки кубачинских серебряных
струн
Вынудил заговорить ягненка
из сургинской отары.
Романтическая история любви Батырая и Аминат по-разному освещается
исследователями литературы. Мы же приводим только то событие, которое
действительно произошло и которое в какой-то степени определило
дальнейшую судьбу молодых влюбленных.
Четырнадцатилетняя Аминат болью и радостью вошла в жизнь Батырая с
первой же встречи. Всем сердцем, раз и навсегда полюбил он юную
красавицу. И полились песни
Телеграфный столб в пути -
Гордо поднятый твой стан.
Ослепительны глаза,
Как фарфоровый стакан.
Брови, точно в два ряда,
Вдоль стаканов провода.
...Когда Аминат исполнилось пятнадцать лет, сваты вошли в дом
девушки, сваты от Батырая. Но мать Аминат категорически заявила о своем
несогласии выдать замуж дочь за «далайчи» (певца).
Задетый за живое, Батырай не смог скрыть своей боли:
Я ношу в груди огонь,
Гибель сеющий в лесах,
Но когда, не знаю сам,
Он испепелит меня.
Разрушительницу гор -
Бурю - я ношу в глазах,
Но когда, не знаю сам,
В прах сметет она меня.
Говорят, что эта песня была самой любимой песней Аминат: в ней она
услышала его желание и готовность любить ее до конца своей
жизни.Батырай успокоился после согласия Аминат выйти за него замуж и
позволения украсть ее.
Молодой поэт внимательно следил за домом своей возлюбленной, выжидая удобный момент, чтобы похитить ее. И он наконец настал. В полдень, когда Аминат пошла с подругой за водой, Батыраю удалось свершить задуманное...
В песнях Батырая женщина - самое красивое и доброе существо на земле, поэтому она достойна счастья и любви. Нам трудно понять, какой смелостью были в то время светлые и вдохновенные песни Батырая о горянке; ведь они являлись своеобразным вызовом обществу, лицемерным ревнителям адатов, которые проповедовали пренебрежительное отношение к женщине...
Сказывают, что при рождении первой внучки, дочери сына Умалата,
Батырай, взяв на руки девочку, сказал прекрасные слова своей родне,
которые переживали, что родилась девочка (рождение девочки в те времена
горцы принимали, как несчастье, как немилость судьбы).
Кто на лоб ее взглянет,
покачнется.
Кто в глаза ее глянет, -
ниц упадет...
Батырай не хотел жить по канонам мракобесия. Он шел своей дорогой и пел о том, о чем пела его душа. Пел о своей возлюбленной...