ПОСТАНОВЛЕНИЯ КАЙТАГСКОГО УЦМИЯ РУСТЕМ-ХАНА
- Чтецу этих постановлений — кусок шелковой материи (или три рубля) с того, в чью пользу будет решено дело.
- Бек должен давать чтецу лошадь. Не читать для того, кто не имеет от бека бумаги с приложением его печати.
- Если же кадий прочитает для того, у кого нет письменного позволения от бека, то с него, с кадия, взыскивать одну лошадь в пользу бека.
- Кто убьет вора в своем доме, или в стаде, того оставлять безнаказанным.
- С того, кто убьет убившего вора, две пени и два канлы (кровных врага).
- Тому, кто поймает вора, тысяча кари хабцалдику и сто кари беку с пойманного вора.
- С того, кто поймает вора и отпустит его, брать штраф сто кари хабцалдику в пользу общества.
- Штраф за прелюбодеяние брать в таком же количестве, как и за воровство.
- За взятую в безлюдном месте барамту, за ограбленное или отнятое в ссоре, виновный должен платить обиженному в десять раз более против им взятого.
- Если же при этом произойдет убийство, то кроме того, с виновного семь пеней и семь канлы.
- Того, кто убьет грабителя, оставлять безнаказанным. С того,, кто убьет убившего грабителя,—две пени и два канлы.
- Кто убьет кого-либо и возьмет с убитого какую-нибудь вещь или после того на убитом не окажется чего-либо, с того брать десятерную цену взятого им с убитого, или пропавшего и, кроме того семь пеней и семь канлы.
- Если же убийца станет отпираться в том, что он с убитого ничего не брал, то ближайший родственник убитого с семью тусевами (соприсягателями) должен принять присягу в том, что не оказавшаяся на убитом вещь или взята им или -он, убийца, был причиною ее пропажи.
- За убийство с грабежом женщины — четырнадцать пеней и четырнадцать канлы.
- За убийство с грабежом — семь пеней и семь канлы.
- В случае убийства кого-либо в драке, происшедшее между многими лицами, если не будет отысканный, то родственники убитого могут считать кровным врагом, кого пожелают, из числа бывших в драке.
- Если кто-либо умрет от ран, нанесенных несколькими лицами, то двоих из них считать кровными врагами, и, по умерщвлении одного, с другого брать шестьдесят рублей,
- С канлы, который не выедет из селения, в котором будет находиться искатель его крови, взыскивать в пользу общества сто кари хабцалдику.
- С того, кто поведет канлы на разбирательство по какому-нибудь делу к кадию или обществу, взыскивать сто кари хабцалдику.
- Канлы не должен сам ходить на разбирательство, а посылать от себя доверенное лицо.
- Кайтахцы должны разбираться по этим постановлениям.
- Кто не выедет на тревогу, с того брать сто кари хабцалдику.
- С того, кто возвратится прежде выехавших на тревогу — сто кари хабцалдику.
- Кто даст знать ищущему кровь о том, где последний может подстеречь своего канлы, с того брать сто кари хабцалдику.
- По чьим доносам будет убит канлы, того вместе с семейством считать кровными врагами.
- Если родственники убитого канлы убьют подобного доносчика, то кровь последнего считать безвозмездною.
- Обвиненный в воровстве должен заплатить десятерную цену уворованного.
- Подозреваемый в воровстве должен очистить себя присягою вместе с семью тусевами.
- 'За приближение к воротам чьего-либо дома с злым умыслом, с каждого виновного взыскивать по сто кари хабцалдику.
- Убийство нападающего на дом считать безвозмездным.
- С того, кто прикоснется к женщине с прелюбодейной целью, взыскивать тысячу кари хабцалдику.
- Если женщина с криком прибежит домой и покажет, что кто-либо коснулся ее с прелюбодейственною целью, и обвиняемый будет найден на месте, указанном женщиною, тогда принимать показание ее.
- Если же женщина не закричит, когда коснется ее мужчина, а предъявит о том после того, как придет домой, тогда жалобы ее не принимать.
- Кто будет беречь рот свой, того и голова будет спасена.
- Если кто-либо покажет, что такой-то ударил его или бросил в него камень или стрелу из лука, и слова свои подтвердит присягою вместе с семью родственниками, то показание его считать справедливым.
- С врагом следует мириться или получив от него что-нибудь, или когда враг позовет к себе и угостит, или по просьбе посторонних лиц.
- Если раб прикоснется к жене узденя с прелюбодейной целью, то его убивать.
- Если бек прикоснется к жене узденя, то должен дать штраф сто рублей в пользу всего общества.
- Если кто-либо увезет женщину, и увезенная согласится быть женой увезшего, то таковых сочетать браком.
- Когда же увезенная не пожелает вступить с увезшим ее в брак, то ее возвратить родственникам.
- Если увезший женщину будет насильно удерживать ее, то убийство его считать безвозмездным.
- Когда хозяин сгоревшего, узнав, кем именно был сделан поджог, укажет на другого и будет требовать от него очистительной присяги, то с такого хозяина брать сто кари хабцалдику в общественную пользу.
- Кто согласится, выдать дочь свою или родственницу за кого-либо в замужество и после того откажется, тот должен уплатить жениху за все издержки его по сватовству вдесятеро.
- Если кто-либо сознается в нанесении кому-нибудь смертельной раны, того сознание принимать.
- Если же родственники умершего от раны после сознания кого-либо в нанесении оной, потребуют от другого очистительной присяги, то с них, с родственников, и с того, кто пойдет принимать присягу, брать по сто кари хабцалдику.
- Если кто-нибудь понесет от кого-либо вред или будет убит кем-нибудь по наущению и подстрекательствам другого, то за все это должен отвечать подстрекатель и, в случае убийства, быть кровным врагом.
- Если в драке будет убито несколько лиц, то после умерший должен быть кровным врагом прежде умершего.
- Кто будет беречь рот свой, того и голова будет спасена.
- С того, кто не позволит внутри селения взять барамту, брать штраф сто кари хабцаядику.
- Кто возьмет барамту из стада, сто кари хабцалдику. Обязавшийся в чем-либо неминуемо должен исполнять свое обязательство.
- Если прибудет откуда-нибудь канлы, то принимать его, но не выселять.
- Если же канлы пожелает уехать, то вместе с ним никому не ездить.
- Если будет убит едущий вместе с канлы, то кровь его считать безвозмездною.
- С того, кто начнет спорить с чаушем (глашатаем) брать сто кари хабцалдику.
- Следующих слов жителя другого общества не передавать.
- Если канлы приедет из другого общества, то его не принимать.
- Кто приедет и пожелает остаться в нашем обществе на жительство, того принимать.
- У кадия, чауша, нарочного, старика и ученика барамты не брать,если же кто возьмет барамту у упомянутых лиц, с того брать пеню (3 руб. 60 коп.).
- Если несколько лиц, сговорившись, пожелают отделиться от общества, то с таких брать тысячу кари хабцалдику.
- Кто будет беречь рот свой, того и голова будет спасена.
- Кто во время месяца Рамазана не будет соблюдать поста, оставит молитву, с того тысячу кари хабцалдику.
- С того, кто украдет что-либо из мечети взыскивать за уворованное вдесятеро и дом его разрушать.
- Подозреваемый в воровстве чего-либо из мечети, должен очистить себя присягою вместе с сорока родственниками.
- Подозреваемому в поджоге дома, складов хлеба или другого чего-нибудь, давать очистительную присягу, вместе с сорока его родственниками.
- Если подозреваемый не исполнит присяги надлежащим образом, то за все сгоревшее он должен заплатить вдесятеро.
- Если кто-либо взятую им на время у кого-нибудь вещь скроет и не будет возвращать, то хозяин оной должен подтвердить показание свое присягою, после которой обвиняемый обязан уплатить за взятую вещь или возвратить ее и, кроме того, взыскивать с него в пользу общества сто кари хабцалдику.
- Если кто-либо, выехав по своим делам из селения, при нападении на него грабителей или желающих взять с него барамту, по неосторожности- ранит или убьет другого, находящегося в стороне или нанесет вред чьему-либо имуществу: бекскому, узденскому или крестьянскому, или же сам понесет таким образом вред от другого, то за все это должно отвечать общество селения, хотя бы пришлось платить в семь раз более (это тогда, когда на убитом не окажется какой-либо вещи).
- Если кто-либо убьет кого-нибудь и скроет убитого, с того триста кари хабцалдику, семь пеней и семь канлы.
- Кто по неудовольствию на решение дела. по этим постановлениям убьет кого-либо, с того две пени и два кровных врага.
- За убийство женщины брать тысячу кари хабцалдику.
- Подозреваемый в воровстве должен принимать очистительную присягу вместе с родственниками со стороны жены его.
- За убийство кем-либо бекского раба взыскивать с каждого дома всего общества по одной паре обуви и по мешку саману.
- За убийство еврея, виновный должен наполнить кожу убитого серебром и дать беку.
- Если кто-либо предъявит жалобу, что чей-нибудь купа к причинил ему вред в доме или в поле, а хозяин, принимавший кунака, отвергнет такое предъявление, то он, хозяин, должен подтвердить отрицание свое присягою вместе с родственниками и, в случае неисполнения присяги, уплатить за весь показанный вред.
- С того, кто не согласится принять очистительной присяги, брать штраф — сто кари хабцалдику.
- Кто откажется дать присягу им подозреваемому или без причины откажется присягнуть за другого, того скот не принимать в общественное стадо и всем прекратить с ним всякое знакомство; с того же, кто примет скот его в свое стадо, или позовет к себе в гости, брать полтораста кари хабцалдику.
- Кто не постарается примирить ссорящихся, а напротив сам примет чью-нибудь сторону, с того взыскивать штраф сто кари хабцалдику.
- Кто же примет чью-либо сторону после поранения, с того брать полтораста кари хабцалдику.
- Доброго человека не обвинять, если дурной не пожелает принять за него очистительной присяги.
- Дурного же обвинять, если добрый откажется принять за него очистительную присягу.
- Брать барамту с тех, которые не отделились от тохума ответчика.
- Если отделившийся от родственников будет требовать в случае убийства его другим, пени или искать кровного врага, то с него брать две пени и два канлы.
- Кто берет барамту с жителей нашего общества, с тех и нам брать;
- Кто в доме своем или на пашне убьет кого-либо без всякой причины, с того семь пеней и семь канлы.
- Кто убьет идущего принять присягу или на суд, с того две пени и два канлы.
- Кто, оставив сознавшегося в убийстве, будет положенное за убийство искать на другом, с того брать штраф—тысячу кари хабцалдику.
- Если кто-либо заметит своего родственника в дурных поступках, то родственники должны убить его, в противном же случае обязаны отвечать за все противозаконные его поступки.
- Дурному человеку не оказывать помощь; кто же окажет дурному человеку помощь, с того брать штраф . тысячу кари хабцалдику.
- Кто будет беречь рот свой, того и голова будет спасена.
- Этими постановлениями должен руководствоваться бек и все Кайтахское общество.
- Прелюбодеяние раба с бике оставлять безнаказанным.
- Кто не выедет на тревогу вместе с обществом, с того брать штраф сто кари хабцалдику.
- Если бек выедет на тревогу, то должны все ехать, с не выехавшего же на тревогу вместе с беком — тысячу кари хабцалдику.
- Бек должен всякий год собирать суд, в противном случае, его сменять.
- С не явившихся по призыву бека на суд брать по сто кари хабцалдику.
- В государстве без правителя, в обществе — без суда, в стаде — без пастуха, в войске — без разумного, в селе — без головы — добра не будет. .
- Кто имеет ум, тот пусть поразмыслит об этом.
- Если бек будет притеснять какое-либо селение, то остальные селения должны вступиться за него и остановить бека.
- Все должны говорить, единогласно, кто же будет противоречить обществу, того дом разрушить, а самого изгонять.
- Бек должен наказывать поступающих противозаконно, в противном случае бека удалять.
- Бек должен ежегодно собирать умных людей и по этим постановлениям разбирать тяжущихся и не оставлять без наказания ни вора, ни грабителя.
- Никто не должен завещать имение свое в пользу бека или чанки. Кто же сделает такое завещание, того вместе с семейством изгонять из селения. А кто будет упрашивать и советовать, чтобы такого завещателя оставить, того дом разрушать.
- Если бек или чанка приедет в какое-нибудь селение, то никто без позыва не должен приходить к нему. Если же кто пойдет к беку, будучи не позван им, с того брать сто кари хабцалдику.
- Кто будет беречь рот свой, того и голова будет спасена.
- Бек не должен предпринимать похода, предварительно не посоветовавшись о том с благоразумными. В противном же случае, брать с него штраф триста рублей в пользу общества.
- Если поход будет предпринят беком после обсуждения о нем с благоразумными, то с того, кто не выедет в такой поход, брать сто кари хабцалдику.
- Бек, раб, чанка, уздень должны руководствоваться этими постановлениями.
- Если какое-либо селение, принадлежащее к Кайтахскому обществу, отделится, то с него брать триста рублей.
- Если же один кто-либо отделится от общества, то с него брать сто рублей.
- Кто откажется поступать по этим постановлениям, того изгонять из общества.
- Кто будет беречь рот свой, того и голова будет спасена.
- Смотри, бек говори правду — муж правды прославляется, и власть его остается навеки. Земля не съедает тело того, кого бог благословит прославить ее.
- Смотрите, кайтахцы, принимайте правду: правдивое государство прославляется и никогда ни в чем не раскаивается.
- Кто будет беречь рот свой, того и голова спасена будет.
|