ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго
Джан дерхъаб! Гlямру дерхъаб!

Воскресенье, 22.12.2024, 10:19
  Мой Дагестан Приветствую Вас гость | RSS

 
 
Кубачинская свадьба

(с) стырено из блога  dmitrypantyuhin







Нам повезло, что мимо проезжал Гаджи


   Мы уже почти смирились с тем, что чего-то большего в Кубачи не увидим. Прогулялись по селу, посетили музей ювелирного завода и сходили в заброшенное село Амузги. Теперь же мы шли сквозь холодный туман по одной из улиц, решив, что пора возвращаться в Дербент.

   Несмотря на то, что утром, когда мы приехали в Кубачи, стояла ясная тёплая погода, сейчас было очень зябко. Все окружающие красоты на наших глазах заволокло молочной дымкой, небо стало серым и безжизненным. Такая резкая смена погоды – обычное дело в этой местности, которая располагается на высоте более полутора километров над уровнем моря. Но мы этого не знали, не учли. Теперь жалели, что по беспечности не взяли тёплые вещи. Меня начала пробивать мелкая дрожь.

   Как добираться до Дербента – не понятно. Прямого транспорта нет. Остаётся рассчитывать на попутки.

   Проезжавшая мимо машина замедлила движение. Остановилась. Задний ход. Ришат открыл дверь и начал о чём-то переговариваться с водителем. Не прошло и минуты, как все мы – Ришат [info]rishataliev  , Лена [info]e_demidova  и я - уже сидели в приятно пахнущем салоне.

   Водителя зовут Гаджи. Он остановился, потому что сразу распознал в нас неместных.

   - Я всегда, если вижу, что не местные, останавливаюсь, подвожу, помогаю, - объяснял он нам. И в случае с Гаджи это не только кавказское гостеприимство. Какое-то время он жил в Мадриде, и это, как сам он оценивает, полностью перевернуло его отношение к людям и взгляды на мир. Когда он увидел, насколько люди на европейских улицах доброжелательны и отзывчивы, то захотел впредь быть таким же. И, что тут сказать, это у него получается очень хорошо.




Гаджи со своим родственником (Гаджи слева)


   Предполагалось, что Гаджи немного подвезёт нас, но тут он спросил:

   - А хотите посмотреть настоящую кавказскую свадьбу?
 
   - Хотим! – мы даже не задумывались.

   Отправляясь на Кавказ, мы с Леной были уверены, что обязательно побываем на свадьбе. По-другому не должно было случиться. Главное время бракосочетаний в Дагестане – это август, именно то время, на которое была запланирована наша поездка. Но с каждым днём надежды наши таяли. И в тот предпоследний день путешествия мы уже не предполагали, что получится побывать на таком торжестве.



Дни кубачинской свадьбы.


   Бракосочетание в Кубачи празднуется три дня: День Жениха, День Невесты и третий день. В первый день происходит официальная церемония бракосочетания в ЗАГСе, после которой свадебный кортеж берёт курс на просторную поляну. Там гуляние берёт своё начало. Поздно вечером, когда становится темно, молодые парни съезжаются на сельскую площадь, где располагается рынок – Магар, и празднуют там до утра.

   На следующий день – День Невесты – главное гуляние происходит в доме жениха. Вечером к нему приводят невесту.

   В третий день, который нам охарактеризовали как просто день общего гуляния, главное внимание обращается на невесту. Ей дарят подарки. Она танцует с гостями.

   Вы уже заметили какую-то нелогичность, несоответствие между названиями дней и происходящими во время них действиями? Почему на День Жениха выпадает официальная церемония, на День Невесты – гуляние в доме жениха, а день, когда невеста становится центром торжества, особо никак не называется? Как это объяснить? Думаю, что здесь имеет место некий сдвиг в свадебной церемонии, произошедший, скорее всего, во время, когда свадьбы на Кавказе стали официально регистрировать в соответствующем учреждении.

   Понятно, что праздновать не зарегистрированную официально свадьбу как-то не совсем логично. И на это действие был отдан целый день. А вот уже последующие два дня торжества сохранили свои традиционные рамки. Однако, видимо, инерция традиции в наименовании и очерёдности свадебных дней оказалась сильнее нововведения. Ведь был же первый день – Днём Жениха! А второй – Днём Невесты! Так значит и должно оставаться, ибо это – традиция! А третий день – это просто третий день.

   Впрочем, это не более, чем моя гипотеза, которая требует целенаправленной проверки.



День Жениха


   Можно сказать, что за один день мы посетили целых два свадебных дня! Благодаря Гаджи мы смогли не просто увидеть кавказскую сельскую свадьбу, но и побывать на двух разных свадьбах, находящихся на разных стадиях торжества.

   Вначале мы попали на День Жениха. Перед ЗАГСом уже стояло много машин. Жених, родом из Узбекистана, нервно названивал кому-то. Его друзья стояли несколькими компаниями и смотрели на дорогу. Ждали, когда подъедет невеста. Наконец к ЗАГСу начала подъезжать вереница машин.
В Дагестане автомобили из свадебного картежа украшать не принято. Однако приближающую колонну машин определить как свадебную довольно просто: из открытых окон развиваются на ветру женские платки.






   С громким хлопком из горлышка вылетела пробка. Всё внимание устремлено на новобрачных. Выглядевший ещё более счастливым, чем жених, друг жениха наполнил два бокала шампанским. После того, как стекло на счастье было разбито о землю, гости начали рассаживаться по машинам.
Ехали мы не долго. Минут пять. Поляна, на которую мы направлялись, находится буквально в окрестностях Кубачи. Но села совсем не видно. Оно растворилось где-то в тумане.

   Были откупорены бутылки разнообразного алкоголя, на капотах появилась еда. Воздух наполнился кавказскими мотивами, и в кругу, образованном машинами, начались танцы. Кульминационным моментом стал танец жениха и невесты, после чего импровизированные столы начали сворачиваться, а гости снова рассаживаться по машинам.



























Жених танцует с невестой






День Невесты


   - Сейчас мы поедем на другую свадьбу, - сказал Гаджи. Так для нас начался День Невесты.
В доме было очень оживлённо. Сразу за порогом рубилось мясо, чуть в глубь дома – женщинами лепились пельмени (сложилось такое впечатление, что лепились они конвейерным способом). Во всех комнатах, куда мог проникнуть взгляд, прямо на полу сидело кругом много гостей. В одной из комнат нашли место и для нас.






   Пол был устлан всевозможными угощениями, самым вкусным из которых, пожалуй, было далма – блюдо кавказской кухни, представляющее собой мясо, завёрнутое в виноградные листья. Дед Кадыр, замечательный весельчак, который может шутить не только над другими, но и над собой, накидал мне в тарелку, наверное, полкилограмма пельменей. Ели, кстати, исключительно руками. «Пальчики оближешь!» - в прямом и переносном смысле.

   Нас сразу включили в круг общения, и я в тот вечер ни разу не почувствовал себя на празднике «чужим». Кубачинцы интересовались тем, как мы тут оказались? Зачем приехали? Узнав, что мы просто путешествуем, что нам просто интересен Дагестан и их село, кубачинцы радовались. С началом Первой Чеченской войны они остаются обделёнными внешним вниманием. Как сказал нам Гаджи, до этого в окрестностях села постоянно появлялись палаточные городки туристов.








Дед Кадыр






   Когда нас представили жениху, которого зовут Карим, он воскликнул: «О! Гости из Москвы на моей свадьбе!». Отец Карима, высокий крепкий дагестанец, широкими шагами прошёл внутрь комнаты с не менее широкой улыбкой. На полу перед нами он разложил бутылок семь разнообразного алкоголя «на наш выбор» и представил своего младшего сына, к которому мы могли обратиться по любому вопросу.

   Около часа мы сидели в комнате, общались, слушали разговоры и шутки, если и пили, и снова ели, ели, ели. А потом опять пили. В тот момент я окончательно пришёл к выводу, что умение пить алкоголь является необходимым для антрополога качеством. Конечно, если он не является «кабинетным» исследователем.

   Количество спиртного на свадьбе впечатляло. Когда мы вышли из дома во двор, со всех сторон которого стояли столы, то на них увидели целые «батареи» бутылок. Сами дагестанцы говорят, что никто не может выпить столько, сколько они.





































































   За этими столами сидели только мужчины. Женщины, все одетые в традиционные наряды, стояли рядом и наблюдали за танцующими. В какой-то момент в размеренное гуляние ворвались переодетые в разные костюмы и маски люди. Они начали бегать среди гостей, толкать и приставать к ним. Мужчины, спохватившись, принялись выталкивать озорников из круга танцующих.
Это были ряженные, которые являются обязательным элементом кубачинской свадьбы. Парни пятнадцати-шестнадцати лет (может, чуть постарше) переодеваются в несуразные костюмы, прячут свои лица за различными масками и пытаются внести хаос в происходящее. Нередко в ход идут шутки над гостями с намёками на эротические темы. Одну такую шутку принял я и в свою сторону: один из ряженных подбежал ко мне и обозначил неприличное движение палкой между моих ног - после чего Гаджи спросил меня, не обиделся ли я? Его вопрос я парировал улыбкой, а он добавил, что такие уж обычаи на свадьбе.






































   Ряженные до конца вечера продолжали напоминать о себе: то их выталкивали за круг танцующих, то они появлялись вновь. По словам Гаджи, ещё веке в XVII из-за них на свадьбах возникали драки. Как только ряженные появлялись среди гостей и их начинали выталкивать, нередко кто-то из скрывающихся под масками выхватывал кинжал. В нашем случае, всё прошло мирно и весело: ни потасовок, ни ссор среди гостей мы не заметили. А было их, по моим оценкам, человек двести пятьдесят – триста, которые располагались и во дворе перед домом, и за домом и по всем широким комнатам в самом доме. Некоторая молодежь, в том числе ряженные, даже заняли угол в каком-то подвальном помещении.






   Во дворе ощущение праздника имело максимальную концентрацию: громкая музыка, кавказские песни в живом исполнении дагестанской певицы Загры Магомедовой, непрерывающаяся лезгинка, шум, разговоры, смех. Гаджи через каждые полчаса подходил и настойчиво интересовался: «Дима! Все хорошо? Может, вам что-то нужно? Всё в порядке?»




Видео начинается с танца Загры Магомедовой



   Когда совсем стемнело, мы вместе со всеми гостями из дома жениха направились в дом невесты. С собой женщины взяли сумку с коровьими костями и хлебом, которые невеста будет нести назад, завернув в платок (по всей видимости, свёрток символизирует младенца).

   Весь день невеста ждала в родительском доме в окружении родственников, когда придут её забирать. Перед тем, как переступить родной порог навстречу супружеской жизни, она впервые надевает платье замужней женщины. Мать посыпает голову девушки рисом, а отец даёт ей кувшин. Спрятав лицо за платком, невеста в окружении подруг и остальных гостей идёт пешком в дом жениха. Впереди всех шагает мужчина, несущий на длинной палке своеобразный фонарь, освещающий путь. Возможно, так раньше пытались предупредить попытки похищения невесты и прочих бандитских набегов.

   В этот момент я фотографировал уже в кромешной тьме и из последних сил фотоаппарата, батарейка которого исчерпала свой заряд. А запасного аккумулятора с собой не имелось. Поэтому получались снимки из рук вон плохого качества, но хотя бы так я могу частично проиллюстрировать то, что происходило.










   Когда невеста заходила в дом жениха, ей на голову сыпали конфеты. Пройдя в одну из комнат, девушка села в угол, продолжая закрывать лицо платком. Вокруг неё присели подруги и родственницы. На пол поставили хинкал, принесённый из дома невесты, и блюда с фруктами. Невесту, а потом и всех присутствующих в комнате, угостили ложкой мёда с орехами. Родственникам невесты мать жениха подарила в подарок по полотенцу (одно из которых досталось Лене). Возникла какая-то пауза, которую прервал отец жениха. Он вошёл в комнату и попросил всех покинуть дом.








Хинкал, принесённый из дома невесты






   Как рассказал нам Гаджи, по традиции жениха и невесту в доме на ночь оставляют одних. Правда, к жениху могут прийти его друзья, которых он либо впускает внутрь дома, либо просит оставаться на улице. Друзья жениха призваны охранять новобрачных в первую ночь. Как заметил Гаджи, совершенно необязательно, что в первую ночь происходит близость жениха и невесты. Как правило, даже наоборот.




Это фото меня попросили вывесить с пометкой "Кубачинцы отдыхают!" Вот, собственно, кубачинцы отдыхают :)



Третий день


   В этот день родственники жениха и невесты гуляют уже совместно в доме жениха. С самого утра туда приходят гости, чтобы поздравить невесту подарками и деньгами. Также в этот день существует традиция «воровства» из дома родителей невесты всего, что может ей пригодится в новом месте проживания. Любой желающий может «украсть» какой-либо предмет, но один.

   Когда большинство гостей уже присутствует, невеста начинает танцевать. Она танцует одна, и чтобы поддержать её, кто-то из гостей выходит составить ей пару. Так они сменяют друг друга, даря невесте при этом деньги.

   Всё это мы не увидели. После ночёвки в доме Гаджи (другого Гаджи) в старой части Кубачи, где нам оказали тёплый приём, мы должны были возвращаться в Дербент. Маршрутка отходит от ювелирного завода один раз в день – в 11.00. На ней мы покинули этот замечательный уголок Дагестана, где будем очень рады при случае оказаться снова*.


Ну, а это видео вам на закуску**. Я танцую лезгинку (первый раз в жизни:)) :






* отдельные факты (особенно во второй части статьи) были подсмотрены либо перепроверены в соответствии со статьёй Лены [info]e_demidova  [Демидова Е.А. Современная свадебная обрядность в селе Кубачи Республики Дагестан // Евразийское культурное пространство. Археология, этнология, антропология: Материалы докладов V(L) Российской (с международным участием) археолого-этнографической конференции студентов и молодых учёных, Иркутск, 4-9 апреля 2010 г. – Иркутск: Изд-во «Оттиск», 2010. – с. 517 – 518.]. Также в её заметке в ЖЖ «Дагестан. Часть вторая: село Кубачи и две свадьбы в один день» вы можете узнать, что если имя невесты совпадает с именем матери жениха, то невеста принимает новое имя, познакомиться с названиями элементов традиционного кубачинского костюма, а также найти некоторые другие детали, которые не отображены в моей заметке.

** все видео-ролики, представленные в этой заметке, снял на свой мобильный телефон Ришат [info]rishataliev .


Источник: http://dmitrypantyuhin.livejournal.com/
Категория: Адаты старые | Добавил: дарго_магомед (20.06.2010)
Просмотров: 5564 | Теги: Кубачи, адаты, свадьба | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 
Форма входа


Категории раздела
Адаты современные [9]
Адаты старые [30]
Властные структуры [10]
Города и села [36]
Даргинский язык [39]
Имена Дарго [77]
Ислам [33]
История и география [97]
Кухня [14]
Литература [53]
Население [8]
Научно-популярное [70]

Поиск

Наш опрос
Включить в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО
1. Лезгинка
2. Хинкал
3. Чуду
4. Кубачи
5. Хlяйчу
Всего ответов: 25

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
 

 

Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz