Из третьего неопубликованного тома Леонтович «Адаты кавказских горцев»
В Даргинском округе существуют адаты:
1) Общие для всего округа.
2) Частные в каждом из семи обществ, входящих в состав округа.
3) Адаты, установленные на некоторые случаи между жителями Даргинского округа и смежных с ним округов.
Жалобы между жителями двух разных деревень, хотя бы деревни эти принадлежали к одному обществу, разбираются и решаются по общим адатам.
Жалобы между жителями одной деревни, если в обществе, к которому принадлежит эта деревня, существуют соответствующие жалобы частные адаты, разбираются и решаются по частным адатам, и из общих адатов применяются только те, которые в том обществе существуют без изменения.
Жалобы между жителями двух отселков (махи), принадлежащих к одной деревне, разбираются по частным адатам, как и жалобы между односельчанами.
Жалобы между жителями Даргинского округа и смежных округов разбираются и решаются по общим адатам; но в тех случаях, на которые между округами, к каким принадлежат спорящие, установлен особый адат, общие адаты заменяются особо установленными.
А. Общие Адаты.
I. О делах, подлежащих разбору и решению по адатам.
§ 1. В Даргинском округе по адатам разбираются и решаются претензии по следующим предметам:
1) По убийству.
2) По поранению; но удовлетворение за рану и увечье определяется шариатом.
3) По ссорам, дракам и побоям.
4) По увозу женщин.
5) По изнасилованию женщин.
6) По разврату.
7) По воровству.
8) По грабежу.
9) По поджогам.
10) По порчам чужого имущества.
11) По потерям и находкам.
12) По гражданским спорам и искам всякого рода; но сюда не относятся:
а) тяжбы о принадлежности имущества,
б) споры о купле продаже и мене,
в) дела о наследстве и духовных завещаниях.
Дела этих трех категорий разбираются по шариату.
§ 2. Тяжбы относительно принадлежности недвижимого имущества, если они возникли между частным лицом и целым обществом деревни (джамаатами), разбираются по адату.
§ 3. Дела по бракам разбираются по шариату, но если после помолвки брак почему либо не состоится и возникнет спор относительно подарков, сделанных женихом невесте и невестою родственникам жениха, то спор этот разбирается и решается по адату.
II. Адаты относительно предъявления, разбора и удовлетворения претензий по всем делам.
1) Предъявление претензий.
§ 4. Претензии предъявляются или самим обиженным, или ближайшим его родственником.
§ 5. По делам куллов и каравашек (бывших рабов) предъявляют за них претензии, а также отвечают по взведенным на них претензиям владельцы их.
§ 6. Все претензии между куллами и каравашками одного владельца разбираются самим владельцем.
§ 7. Когда бараны находятся на пастьбе в общих стадах, то претензии по всем делам касательно стад предъявляет старший пастух (одноман или холабакун). Он же отвечает за сделанные стадом потравы, а также по всем претензиям по воровству, взводимым на пастухов стада, если только действительно виновный пастух не будет известен.
§ 8. Право предъявлять претензии переходит к наследникам, если умершему следовало удовлетворение и он не потерял почему-либо право на иное, по следующим делам: по убийству родственников, по воровству, грабежу, поджогам, порче имущества, потерям и находкам и по гражданским спорам и искам.
§ 9. Равным образом, по делам, означенным в § 8, за смертью ответчика претензия может быть взведена на наследников и родственников его, но тогда только, если обвинение не умершего заявлено еще при жизни его. По гражданским искам, а также по воровству, когда уворованное найдено, претензии принимаются, хотя бы они были заявлены и по смерти ответчика.
§ 10. Если тот, кто подает претензию, должен ответчику, то обязан сперва уплатить долг, без чего претензия его не разбирается. Исключение допускается только по таким делам, когда кредитор делается кровным врагом своего должника (канлы).
§ 11. До окончательного решения одного дела тяжущиеся не могут взводить друг на друга новых претензий, кроме таких, справедливость которая очевидна и не требует никаких доказательств; но если при первоначальном предъявлении жалобы человек, предъявляющий претензию, объявил претензию на одно лицо по нескольким предметам, то разбор всех претензий допускается и в одно время.
§ 12. Когда тяжущиеся согласились предоставить спор свой разбору по маслаату, то они не могут требовать разбора того же дела по адату, если маслаатное решение уже состоялось.
2) Претензии по подозрениям.
§ 13. По одним подозрениям, без всяких других поводов к обвинению, претензии допускаются: по убийству, воровству поджогу, порчи чужого имущества утайке найденной вещи.
§ 14. Если невинность обвиняемого будет очевидна для разбирающих дело, то претензия по одному подозрению не принимается.
§ 15. Не допускаются претензии по одному подозрению ни по каким делам, кроме убийства:
1) На старшин, кадиев, картов, мангушей, будунов и гаджиев.
2) На лиц давших обет никогда не присягать.
3) На безумных и сумасшедших.
4) Претензии друг на друга лиц, состоявших в супружестве и потом разведенных.
5) Претензии между членами двух семейств, состоящих между собою в кровной вражде.
Примечание. В числе членов семейства считаются все родственники главы семейства первых трех степеней, хотя бы они жили отдельно.
§ 16. Претензии между дальними родственниками двух семейств, состоящих между собой во вражде, а также между дальнейшими родственниками одного из этих семейств и ближайшими членами другого, допускаются по подозрению по всем делам, обозначенным в § 13, но человек, предъявляющий претензию, должен принять присягу хатун-талах (§ 23) с двумя родственниками в том, что он предъявляет обвинение не по вражде.
§ 17. Если кто был прежде обвинен не доказательствами, а только по подозрению в одном из следующий преступлений: воровство, поджог, порча имущества и утайка найденной вещи и потом, до истечения года со времени обвинения, на него будет взведено тем же лицом новое обвинение в одном из означенных преступлений – опять по одному подозрению, или он взведет обвинение, тоже по подозрению, на того, кто прежде обвинил его, – то такие претензии хотя и принимаются, но разбор их отлагается до истечения года со времени прежнего обвинения.
§ 18. Подозрение может быть объявлено в одно время только на одно лицо.
§ 19. Объявивший подозрение на одного, может впоследствии объявить по тому же делу подозрение на другого, но сперва должен потребовать от первого обвиняемого очистительную присягу, без чего претензий на другого, не принимается.
§ 20. Претензия по подозрению по одному и тому же делу может переходить порядком, изложенным в §§ 18 и 19, на семь человек; на восьмого претензия без доказательств уже не принимается.
Присяга.
§ 21. При разборе дел по адату, для дознания справедливости иска, обвинения или подозрения требуется, смотря по обстоятельствам дела, или присяга истца, или очистительная присяга от ответчика, или присяга свидетелей.
Примечание. В некоторых случаях показания этих лиц принимаются без присяги, что объяснено ниже по каждому роду дел.
§ 22. Подающий претензию и ответчик, а в некоторых случаях и свидетели, присягают с своими родственниками.
§ 23. Присяга, смотря по роду дела, требуется: или коронам, или кебином жены (хатун-талах). Если откроется, что присяга хатун-талах присяга ложно, то присягнувший должен развестись с своею женою, и кебин, данный им жене при вступлении в брак, не возвращается ему.
§ 24. Имеющий нескольких жен, присягает кебином одной из жен по своему желанию и должен упомянуть об этом в присяге.
§ 25. Когда тот, кто должен присягнуть хатун-талах, не женат или дал обет никогда не присягать хатун-талах, то присягать Кораном.
а) Присяга претендвтеля и очистительная присяга ответчика.
§ 26. В каких случаях требуется присяга претендателя и в каких случаях очистительная присяга от ответчика, объяснено по каждому роду дела.
§ 27. В таких случаях, когда присяга требуется от претендателя, он, если не пожелает присягать, может потребовать от ответчика очистительную присягу.
§ 28. При разборе дела, возникающих между жителями Кабардинского магала, а также по делам жителей этого магала с жителями других обществ, присяга претендателя допускается только по убийству, грабежу поранению при ограблении, а также по воровству, в случаях означенных в §§ 177, 180, 186 и 191, а в остальных делах всегда требуется очистительная присяга от ответчика.
§ 29. По претензиям, предъявленными лицами, давшими обет никогда не присягать, в тех случаях, когда положено присягу требовать от претендателя, всегда принимается очистительную присягу ответчик.
§ 30) По претензиям на женщин, взводимым по одному подозрению, присяга претендателя допускается только по убийству, по прочим же делам, если подозреваемая не была прежде обвинена в подобном преступлении, присяга претендателя не допускается, а требуется очистительная присяга (§ 35). При этой присяге всегда требуется 6 родственников, хотя бы по роду дела требовалось для присяги и больше родственников.
§ 31. Когда претензия предъявлена по одному подозрению и за смерть ответчика переходить на наследников, то всегда требуется очистительная присяга от наследников. Присяга же претендателя допускается только по подозрению в убийстве.
§ 32. Когда претензия по подозрению взведена была на одного и с него потребована очистительная присяга, то по обвинении подозрения на основании §§ 19 и 20 по тому же делу на других, присяга претендателя уже не допускается, а требуется очистительная присяга от обвиняемых.
§ 33. Но если претендатель при обвинении первого подозрения изъявил готовность сам присягнуть и только по просьбе подозреваемого предоставил ему очистить себя присягою, то по обвинении им подозрения на другого, может и сам принять присягу.
§ 34. Если потребуется очистительная присяга от лиц, давших обет никогда не присягать, то вместо них присягают два ближайших родственника и если присяга требуется хатун-талах, но родственники эти не женаты, то присягают Кораном. Число этих родственников не увеличивается и тогда, если по роду дела от ответчика следовала бы присяга с большим числом родственников.
§ 35. За женщин, малолетних, безумных и сумасшедших, когда они должны принять присягу в качестве претендателей или очистительную присягу по взводимым на них претензиям, вместо них присягает ближайший родственник, а если присяга требуется хатун-талах, то ближайший женатый родственник. За замужних женщин присягает муж.
§ 36. Если в назначенный для присяги день, он или кто из родственников его не может явиться, то претендатель должен объявить от этом и представить уважительную причину. Если же он этого не исполнит, или если кто из родственников его откажется присягнуть, то ответчик может принять очистительную присягу и претендатель теряет всякое право по претензии своей.
§ 37. Когда присяга требуется от ответчика, и он или кто из родственников его в назначенный день не явится и не объявит об этом, как предписано в § 36, а равно если он или родственники откажутся присягнуть, то ответчик обвиняется.
§ 38. Отказ ответчика или родственников его принять очистительную присягу считается полным доказательством его вины, наравне с доказательством свидетелями или собственным сознанием, хотя бы претензия на него была взведена по одному подозрению.
б) присяга свидетелей.
§ 39. Во всех делах, разбираемых по адату, когда нужна присяга свидетелей, если же более одного свидетеля нет, то свидетель этого должен присягнуть с двумя своими родственниками, которые присягают хатун-талах.
§ 40. Свидетели всегда требуются от претендателя или обвиняющего. От ответчика же свидетели требуются тогда только, когда он объявит, что взводимая на него претензия уже удовлетворена им, а также когда иск предъявлен целым обществом на частных лиц. (§§ 248 и 250).
§ 41. Возраст и прочие качества свидетелей определены шариатом. По адату же, сверх того. относительно свидетелей соблюдается правила, в ниже следующих §§ о значения.
§ 42. Свидетели, представляемые претендателем, за исключением означенных в §§ 176, 181 и 182, должны быть жители той деревни или отселков той деревни, к которой принадлежит ответчик.
§ 43. Кунак ответчика может быть представлен в свидетели претендателем, если он одно селец претендателя, но если он житель другой деревни того общества, к которому принадлежит претендатель, или постороннего общества, то он в свидетели не допускается.
§ 44. Кунак претендателя, если он житель той деревни, или отселков той деревни, к которой принадлежит ответчик, может быть представлен в свидетели претендателем.
§ 45. Кунак претендателя или ответчика присягает всегда с двумя родственниками хатун-талах и потому другого свидетеля с ним не требуется.
§ 46. Женщина допускается в свидетели тогда только, если она куначка претендателя или ответчика, но вместо нее присягают два родственника ее, сама же она присягает тогда только, когда потребует этого присягающие за нее родственники.
§ 47. Не допускаются вовсе в свидетели:
1) Давшие обет никогда не присягать.
2) Родственники претендателя, если они имеют участие в разбираемом деле.
3) Куллы и каравашки, пока они состоят в рабстве.
4) Имеющие тяжбу с ответчиком, до окончания тяжбы.
5) Должники ответчика, пока не уплатят долга.
Если лица, означенные в пунктах 4 и 5 предыдущего параграфа, кунаки претендателя, то они допускаются в свидетели наравне с прочими на основании § 44.
§ 48. Состоящие в кровной вражде с ответчиком или же с родственниками его, хотя бы и дальними, а также все родственники лиц, состоящих в кровной вражде с ответчиком, в свидетели не допускаются.
§ 49. Если же ответчик дальний родственник одного из двух семейств, состоящих между собою в кровной вражде, то дальние родственники другого из этих семейств в свидетели принимаются, но должны, кроме свидетельской присяги, присягнуть в том, что они свидетельствуют не по вражде. Присяга в этом случае требуется такая же, как и по претензиям между кровными врагами (§ 16).
Примечание: Относительно степени родства в этом случае наблюдается то же, что и по претензиям по подозрению (§ 15 и 5, примеч.).
§ 50. Если в назначенный для присяги день свидетели не могут явится, то претендатель должен предварительно объявить об этом, в противном же случае теряет всякое право претендовать.
§ 51. Если из представленных свидетелей кто-либо, на основании предыдущих параграфов или по шариату, не может быть допущен к свидетельству или если был допущен в свидетели, но не может дать сведений, нужных для удостоверения в справедливости претензии, то другие свидетели вместо него допускаются только в таком случае, когда претендатель объявил при самом представлении свидетелей, что у него есть еще свидетели. В противном же случае, другие свидетели не принимаются, а требуется очистительная присяга от ответчика и по принятии ответчиком присяги претендатель теряет право иска.
§ 52. То же самое наблюдается, когда свидетель должен был присягнуть с родственниками, но родственники его отказались от присяги.
§ 53. Если обнаружится, что представленные претендателем свидетели подкуплены им, то он теряет всякое право претендовать.
§ 54. Для подтверждения подкупа свидетелей требуется: собственное сознание претендателя или подкупленных свидетелей, или же самые ясные доказательства, не требующие ни чьей присяги.
§ 55. Адаты, изложенные в §§ 42-54 относительно свидетелей претендателя – применяются и к свидетелям ответчика или прикосновенных к делу лиц, когда от них будут потребованы свидетели.
в) Присяга родственников.
§ 56. Число родственников, с которыми требуется присяга тяжущихся или свидетелей, и случаи, когда присяга допускается без родственников, означены по каждому роду дел особо.
§ 57. О числе родственников, требующихся для присяги за лиц, давших обет не присягать, объяснено выше в § 34.
§ 58. Когда за женщину принимает очистительную присягу муж или ближайший ей родственник (§ 35), то с ними по всем делам присягать шесть родственников.
§ 59. К присяге требуются ближайшие родственники присягающего с отцовской стороны мужчины, достигшие 15 лет.
§ 60. Когда присяга должна быть хатун-талах, то требуются ближайшие родственники.
§ 61. Не требуются вовсе к присяге:
1) Родственники, находящиеся за Дерьбентом, за снеговым хребтом Уркхи, за Андийским Койсу и за Сулаком; но если присяга с родственниками требуется от ответчика или его свидетелей и претендатель не согласится, чтобы вместо находящегося далее означенных границ родственника присягнул другой, то должен ожидать возвращения отсутствующего.
2) Переселившиеся на постоянное жительство в другую деревню, хотя бы и своего общества. Переселившиеся в отселки своей деревни призываются наравне с состоящими на лицо.
3) Давшие обет никогда не присягать.
4) Состоящие в кровной вражде с одним из тяжущихся. С свидетелем также не могут присягать родственники его, состоящие с ним в кровной вражде.
5) Те родственники присягающего, которые еще прежде – до начала разбираемого дела, объявили ему при джамаате, что они никогда не будут присягать за него.
§ 62. Когда присяга должна быть хатун-талах, то не требуются к присяге родственники, давшие обет не присягать хатун-талах.
§ 63. Состоящие в тяжбе и ссоре с одним из тяжущихся, от присяги не освобождаются и если они откажутся присягнуть, то должны доказать основательность такого отказа.
§ 64. Для призыва родственников, находящихся в отлучке ближе границ, означенных в пункте § 61, полагается 15 дней.
§ 65. Когда кто из ближайших родственников по одной из причин, изложенных в §§ 61 и 62, не может присягнуть, то вместо него требуется родственник следующий за ним по степени родства; но всегда наблюдается:
1) чтобы число родственников было то, какое требуется адатом,
2) чтобы не были представлены для присяги дальние родственники, когда есть другие, ближе их по степени родства, могущие быть допущенными к присяге.
§ 66. Поэтому присягающий с родственниками принимает другую присягу Кораном в том, что ближе представленных им родственников у него нет таких, которые должны быть представлены к присяге.
§ 67. За нарушение этого правила (§ 65 п. 2), претендателем, он теряет право иска; если же присяга требовалась от ответчика и он скрыл ближайших родственников, то он признается виновным и дело решается в пользу претендателя.
Порядок удовлетворения претензий и платежа взысканий, налагаемых на обвиненных.
§ 68. Если, по решении дела, спорная вещь возвращается тому, кто признан законным ее владельцем, то она должна быть передана в таком виде, в каком была до неправильного за владения ею. За приведение ее в лучший вид или отделку, возвращающий никакого вознаграждения не получает, но те улучшения, которые могут быть отделены от вещи без повреждения ее, могут быть оставлены возвращающим у себя.
§ 69. Если возвращаемая вещь испорчена, то два посторонние лица, знавшие ее прежде, определяют под присягою хатун-талах количество вознаграждения, которое должен получить владелец вещи с неправильно владевшего оною.
§ 70. Когда, при возвращении вещи, на неправильно завладевшего ею налагается еще какое-нибудь взыскание в пользу претендателя, в виде наказания, то за порчу вещи претендатель никакого удовлетворения не получает.
§ 71.Получающий обратно скотину, если во время неправильного владения оною от нее был приплод, может требовать удовлетворения и за приплод, если может представить доказательства, что приплод был и употреблен в свою пользу неправильно владевшим этой скотиною.
§ 72. За пользование спорною вещью с неправильно завладевшего ею взыскание определяется по шариату.
Адаты Даргинского округа
§ 73. Когда по решению предоставляется претендателю взамен у ворованной у него или испорченной вещи полущить другую по выбору, то для этого выбираются у посторонних три вещи, подобные той, взамен которой предоставляется выбор, но лучшего качества; а скотина выбирается одинаковых лет, также лучшая. Одна вещь или скотина берется из того селения, к которому принадлежит обвиненный, а две с других деревень округа. Из этих трех вещей претендатель берет по своему выбору одну.
§ 74. Если хозяин выбранной вещи не согласится уступить ее, то претендатель выбирает другую из этих трех вещей.
§ 75. Если ни один из трех хозяев выбранных вещей не согласится на добровольную уступку, то берется вещь одного из них по жребию и без согласия.
§ 76. Хозяин выбранной вещи получает за оную объявленную им самим цену от обвиняемого.
§ 77. По некоторым данным определено два размера взыскания: большее, когда обвинение доказано свидетелями, сознанием или другими фактами, и меньшее, когда обвинение взведено по одному подозрению. Последняя степень взыскания налагается только тогда, когда претензия взведена была по одному подозрению и подозрение это подтверждено только присягою претендателя. Но если была потребована очистительная присяга с ним родственники не присягнули, то на ответчика налагается взыскание определенное для обвиненных доказательствами, хотя бы претензия первоначально взведена была на него по одному подозрению (§§ 13 и 38).
§ 78. На покрытие падающего на обвиняемого взыскания, если он не может уплатить всего, что присуждено с него решением, мажет быть взято все имущество его жены, за исключением необходимого платья, оружия и пропитания на несколько дней.
§ 79. Имущество жены не обращается на пополнение падающего на мужа взыскания только в таком случае, когда она сама заявила заблаговременно, что муж ее делает непомерные долги или другие обязательства, превышающие его состояние, или когда она первая объявила о сделанном мужем ее преступлении и притом представила несомненные доказательства.
§ 80. Имущество мужа также может быть обращено на пополнение взыскания присуждаемого от жены. Но если взыскание на жену налагается по делу, возникшему до вступления их в брак, то муж своим имуществом не отвечает.
§ 81. Когда на пополнение взыскания имущества обоих супругов окажется недостаточно, то недостающее количество налагается на родственников обвиняемого. Для этого начинаются 40 ближайших родственников обоего пола, по 20-ти со стороны отца и со стороны матери обвиненного.
§ 82. Родственники жены, когда взыскание налагается на мужа, а также родственники мужа, когда взыскание налагается на жену, взысканию не подвергаются.
§ 83. Равным образом не подвергаются взысканию лица, состоящие в супружестве с теми родственниками и родственницами обвиненного, на которых по § 81 налагается взыскание при несостоятельности самого обвиненного.
§ 84. В случаях смерти обвиненного, наложенное взыскание платят наследники из перешедшего к ним имущества умершего. Если же имущества этого окажется недостаточно, то взыскание делается с родственников, как и при несостоятельности.
§ 85. Если несостоятельный впоследствии приобретет имущество, то родственники, платившие за него могут требовать от него возврата всего уплаченного
§ 86. Относительно ответственности родственников в случае несостоятельности или смерти обвиненного в каждом обществе (кроме Акушинского и Усишинского) существует и свой особый адат, поэтому когда за несостоятельного или умершего родственники должны удовлетворить несколько претендателей, между которыми есть односельчане ответчика и жители других деревень или обществ, то первые удовлетворяются по частным адатам своего общества, а последние по адатам, изложенным в предыдущих параграфах.
§ 87. Если по решению присужденного будет кому-либо удовлетворение от мечети, то такие претензии удовлетворяются целым джамаатом.
§ 88. Если взыскание сделано по одному подозрению и впоследствии вина действительно откроется, то он обязан вознаградить неправильно обвиненного за сделанное с него взыскание.
§ 89. Тот, в чью пользу решено дело, никакого удовлетворения за поддержки по делу не получает, кроме определенного за поддержки на отыскание у ворованной скотины в другой деревне рушпета (§ 202 пункт. 3).
III. Адаты по убийству
§ 90. Претензии об удовлетворении за кровь убитого предъявляются ближайшими его родственниками.
§ 91. В убийстве всегда обвиняется только один, а если убитому нанесено несколько ран, то два, но не более, хотя бы число убийц или число нанесенных ран было и более.
§ 92. Если есть посторонние лица, видевшие, что все раны нанесены убитому одним, или если убийца сам это объявил, то обвинение другого не допускается, а обвиняется всегда только один.
§ 93. Когда при совершении убийства не было посторонних лиц и убийца не объявил сам о сделанном им убийстве, то для подтверждения взводимого претендателем обвинений от него требуется присяга Кораном с шестью родственниками.
§ 94. Если убийство совершено несколькими лицами, а также когда оно произошло в драке, нападении и вообще в таком столкновении, где участвовало несколько человек, то претендатель, по его усмотрению, обвиняет из участвовавших одного или двух (§ 91) и обвинение свое подтверждает присягою, как показано в § 93.
§ 95. Если убийца сам сознался в убийстве, то обвинение на другого не допускается, хотя бы претендатель представил свидетелей в том, что убийство совершено не сознающимся, а другим.
§ 96. Умирающий от раны присягает один, Кораном, в том, кем он ранен.
§ 97. Если смертельно раненный указал виновных, но не присягнув умер, то претендующий за кровь может взвести обвинение и присягнуть только на тех, кого обвинил умирающий.
§ 98. Число обвиненных раненым (§§ 96 и 97) должно быть не более того, какое допускается по числу ран вообще.
§ 99. Когда виновные указаны самим раненым, то ни собственное сознание других и никакие доказательства невиновности обвиненных не принимаются и кроме них никто не может быть обвинен.
§ 100. Претензия в убийстве может быть взведена по одному подозрению, но только на одного, хотя бы убитому было нанесено несколько ран (§§ 13-20); присяга принимается претендателем, как показано в § 93.
Продолжение
Источник: http://www.opendag.ru/article.php?id=24&nid=172 |