1. Хинкал - главное блюдо и при приеме гостей, и на праздники. Если гостя не угостит хинкалом, уважения как бы недостаточно. Если даже есть несколько других блюд, с хинкалом будет лучше. Сушеное мясо, сушеная же колбаса – деликатесы, которые заготавливается с осени на целый год.
2. В ходу чуду – пирог с картошкой, мясом, сыром, зеленью. Слоеный соленый хлеб – хlяйчу. На праздники готовят мучную халву – авруша, нятlум – козинаки из самодельного печенья, орехов, конопляного семени.
3. Даргинцы – мусульмане, совсем не употребляют свинину и продукты со свининой. При этом многие, особенно старшее поколение пьют спиртное. В Дагестане много виноградников, поэтому многие сами готовят домашнее вино.
4. В Дарго – своя культура питья, сформированная веками. Раньше, когда в Дарго собирались небольшие компании, человек 5-6, в ход шла одна рюмка или стакан. Тамада за даргинским столом обычно не назначался, это скорее грузинский обычай.
5. Хозяин дома сам наливал себе первую рюмку, говорил "дерхъаб" соседу справа и пил первую рюмку сам - сосед отвечал "Джан дерхъаб!". Хозяин доливал в эту же рюмку, передавал соседу. Сосед говорил следующему "Дерхъаб" (тот отвечал "Джан дерхъаб!") и выпивал. Каждый раз хозяин доливал в эту же рюмку. Так рюмка обходила всех по первому кругу.
6. Если народу много, за столом из числа молодых, но ответственных назначался виночерпий - кlолтlачи, кlолтlа - кувшин. Который следил за тем, чтобы рюмка не пустовала.
7. По второму кругу уже начинаются более пространные тосты -пожелания, суть которых - расшифровка слов "Джан дерхъаб!" применительно к данному поводу застолья.
8. Когда Даргон говорит: "Дерхъаб!", каждый слышит свое. Пахарь слышит: "Пусть процветают поля". Чабан слышит: "Пусть процветают отары овец". Молодой человек слышит: "Пусть процветают девушки". Мать слышит: "Пусть процветает жизнь моего ребенка". Каждый слышит свое. Но отвечают: "Джан дерхъаб!" - "За процветание Жизни! За процветание Души!"
9. По третьему-четвертому кругу уже начинаются рассказы, застольные песни или танцы. Хоровых песен у даргинцев в общем-то нет. Хозяин дома (или рюмки) говорит тому, кого он наметил (не обязательно по очереди), "Дерхъаб, чтобы ты рассказал или спел". Тот отвечает "Джан дерхъаб!" и должен исполнить волю того, кто на него перевел "стрелку". После окончания номера ему преподносят рюмку и закуску с пожеланием здоровья: "Чарх ара". Теперь он сам хозяин рюмки и сам может перевести "стрелку" на другого. Это делают чаще при исполнении последнего куплета песни: "Хlуни далай билчlисли, хlуши дила хъу дерхъаб! - За процветание твоего поля, чтобы ты исполнил нам песню".
10. Мужчина и женщины сидят, как правило по разным комнатам или по разным столам, или по разным концам длинного стола. По количеству собравшихся и по возможности хозяев. Если собрались близкие родственники – муж с женой могут сесть рядом.
11. Чавкать при еде, разговаривать с набитым ртом, протягивать руку через тарелку соседа – считается неприличным везде.
12. Даргон не переедает, не напивается, во всем, в том числе в еде и питье, знает меру. Никогда в пьяном виде не будет шататься по улице, тем более валяться.
13. Даргон не будет набивать живот едой. К концу еды будет прилично вслух вспомнить и об умерших: «Пусть их душа попадет в рай и насытится».
14. Каждый родитель учит своего ребенка искусству пользования столовыми приборами. Нет ничего более неприятного, чем оказаться перед блюдом, которое не знаешь, как правильно есть.