Рис. Хаджимурада Алиханова.
Во всех исследованиях советского периода пишут, что Батырай в своих песнях обличал власть, богатых, и потому власть предержащие отбирали у него быка и резали его для себя, в ущерб певцу, в качестве штрафа за исполненную песню.
На самом деле это не совсем так. И даже совсем не так.
В каких отношениях Батырай с богатыми? Об этом можно и нужно судить по его песням. Возьмем одну из главных поэм - "Вацlайла галгубицад". Прочитаем первую строфу:
Вацlайла галгубицад
Дила бигути гlвяхlли
Нуни шибиус или,
Дуравхъунна хъуливад,
Ва Гlямалла Батырай.
Перевод "Я вышел из дому в путь, увидеть своих любимых друзей (кунаков), которых много, как деревьев в лесу. "
Кто же они, любимые друзья/кунаки Батырая? Глава (юзбаши) села Сирагьи, глава (юзбаши) села Мугри, глава (кьади) села Урахи ... Фигасе друзья у него, сказал я себе...
А что же бык? "А был ли мальчик"? Да был, и не один, а много... в качестве гонорара за хорошее выступление певца, от имени благодарных зрителей.
Нуни далай аслири,
Шантаани унц булгьиб.
Дила дуне либхlии,
Уриг'ал дилгьухъунна
Амчlа кьвя къанда къачни.
Перевожу. "Когда я пел свою песню, Сельчане резали быка. То было мое время, И я заставил порезать шесть бычков".
Дилгьухъунна - "я заставил их порезать" (в качестве гонорара, надо понимать)
А что же штрафы? Не было их? Да, были. Один раз. Всего один раз. За одну песню. Наказали его не богатеи, а все сельчане.
Гьишди абдал дигара,
УркIилизир дургъути,
Гьиш ХIурхъила шантира,
ДалайилехIвалтути,
Ца дигайла далайлис
Къача билгьуй хьатурил
Ва Гlямалла Батирай
Под конец жизни, по-стариковски жалуясь на жизнь, он говорит:
Гьалав далай аслири,
Урчи луг'ив, унц луг'ив,
ГьaнaxIa далай асли,
Шидухърила вакъ луг'а,
ХIябра мучлагорира
Имсли биргун хIякаон,
Ва ГIямалла Батирай.
Перевод: "Когда я раньше пел, то мне дарили или коня, или быка. А теперь дают горшок баланды . Насколько же ты обесценился как молью изъеденная шуба, о Омарла Батырай "
|