Практически все дагестанцы дают своим сыновьям мусульманские имена (за исключением Руслана), но не видят ничего страшного, если сын женится на русской.
Те же дагестанцы дают своим дочерям "русские имена", но выдать свою дочь за русского - очень редкий случай...
Более парадокс, чем наследие матриархата А с чего вы взяли что "все дагестанцы не видят ничего страшного, если сын женится на русской."? Почти все мои родители моих знакомых из Дагестана хотят "продолжить традицию" и женить сына на "своей"
1. Все и практически все - немного отличаются. 2. Я знаю много дагестанцев, женатых на русской, но не знаю ни одной дагестанки, вышедшей за русского... 3. Это половина парадокса, вторая половина в именах. Ее замалчиваем?
Соглашусь с тем, что есть такой расклад - что сыновьям чаще всего дают имена арабского происхождения, а дочкам изредка могут и не дать - т.е. дать какое-нибудь другое имя (русское, европейское, ещё какое-нибудь). И что с браком - именно так - сын еще может как-то жениться на русской, вообще - на недагестанке, а дочь почти точно выйдет замуж за дагестанца.
А почему это может нам напоминать матриархат?
Для меня это вот так: тут нет парадокса и тут нет матриархата. Всё укладывается красиво в патриархат. Через мужчин рода и народа существует главный ствол. Дочь - это, говорят, "кирпич в чужой дом" - но не в чужой народ. Если дочь выходит замуж в другой народ - это самый настоящий убыток. Если же сын женится на женщине из другого народа - это наоборот пополнение для народа. Тут вспомним, что (как я понимаю) в этом пункте совпадают адат и шариат - т.к. исламское правило такое - мужчине можно жениться на немусульманке, а мусульманке за немусульманина выходить замуж нельзя. С именами тоже - мужчины являют собой основной ствол народа и поэтому слишком, чрезмерно расшатывалась бы традиция, если бы мужчинам давали неарабские и недагестанские имена, так что это недопустимо, и встречается редко. Женщины - это некоторая отдушина для инноваций и кроме того на что имя женщины может так уж особенно повлиять? Вспомним - фамилии давались по именам наших прадедов. Наконец отчество идет тоже по отцу. Имя женщины мало где отражается; не оставляет такого большого отпечатка.
Своеобразный матриархат был в Дагестане и на Кавказе в целом. Так как мужчины пребывали в перманентной войне и их в любой момент могло убить, земля, дом и все богатство числилось за женским полом, у мужчины ничего, кроме оружия и коня, не было... При выходе девушки из одного села даже в соседнее село, основное богатство - земля - переходило этому соседнему селу. Поэтому если мужчина приводил жену из другого села, эта действительно прибыток...