Вряд ли сейчас мы найдем корни этого термина.
Одни говорят, что термин восходит к персидскому "намус" - так назывался свод правил (законов) какого-то персидского шаха.
Другие - к греческому nomos - "закон".
Третьи, что это эпитет пророка Джабраила (Гавриила).
Как бы то ни было, у каждого народа и в каждой культуре термин "намус" обрастает новыми значениями.
В Дагестане говорят "намус", а даргинцы - "ламус".
1. Философский уровень.
Даргинцы понимают ламус в основном как взаимность в добрых делах.
2. Бытовой уровень.
Идут на свадьбу, или на какое-то торжество, или на похороны для чего? В том числе и не в последнюю очередь - ламус бякьис(сделать ламус, имея в виду подарок или деньги), ламус гlяхъис (вернуть ламус, если до того те сделали тебе подарок по подобному случаю).
Почему говорят "ламус", а не деньги или подарок? Потому что когда-то и те приносили в твой дом что-то подобное, или, если идешь в первый раз, то ты уверен или надеешься, что "Хlула ламус бацlлехlбалтаго" (твой ламус не останется без ответа, впустую).
При этом само собой имеется в виду, что твой подарок должен быть не меньше, а хоть чуть-чуть, но больше, чем предыдущий - тебе.
Когда сосед помогает тебе в каком-то деле, то эта помощь тоже называется ламус, и ты как бы ходишь под ламусом. И если такая помощь или подарок становится слишком большой, ты обычно говоришь - Ламус холабирарго, нуни сион гьел ихъайра? (Ламус слишком большой, как я её погашу?)
Ламус - это семена добра, которые ты сеешь среди людей с надеждой, что они взрастут и в нужный момент вернутся к тебе обильным урожаем.
3. Государственный уровень.
Что такое налоги, или чем они должны быть? Это тот же ламус, который несет народ в госказну, в надежде, что в нужную минуту - в случае болезни, или старости, или на рождение ребенка, в случае природных катаклизмов государство и тебе поможет - сделает ламус.
Почему не платят или очень плохо платят налоги? Потому что не верят, что ламус является государственной идеологией, что твои налоги вернутся к тебе или к твоим родным, а не осядут в карманах чиновников...
4. Инвестиции
Почему в Дагестан не инвестируют/мало инвестируют? Потому что не верят, что вернут вложенные деньги.
Потому что в Дагестане сегодня превалирует закон "без лоха и жизнь плоха". Обмануть и кинуть считается добродетелью.
Когда ламус/намус станет государственной идеологией, нацпроектом Дагестана, тогда в экономику Дагестана пойдут и налоги и инвестиции.
"Величие страны измеряется количеством денег, которые доверяют этой стране". (с)
В системе адыгской этики категория "нэмыс" занимает подобающее ей почетное место. Это обозначение одной из пяти заповедей адыгства - почтительности и сумма соответствующих данной заповеди свойств: вежливости, деликатности, скромности, послушания. Как указание на безусловную внутреннюю ценность человека и абсолютное право личности на понимание и уважение используют устойчивое выражение цIыхум и нэмыс - "намыс человека". Одним словом, перед нами социальный механизм закрепления и проявления человечности в быту, в типовых ситуациях общения. Когда говорят о ком-либо: "обладает намысом" - нэмыс хэлъщ, подразумевают, что человек учтив, деликатен, сдержан, воспитан, услужлив, скромен, что он знает и соблюдает этикет.
Как совокупность личностных свойств, нэмыс побуждает к действиям, символизирующим отношения любви, почитания, благодарности, и тормозит либо отменяет действия, способные унизить или принизить людей, задеть их достоинство и честь. В основе такого контроля и регуляции лежит чувство стыда - укIытэ. Почтительный человек - нэмысыфIэ стыдится вмешиваться в чей-либо разговор, громко смеяться, хвастать, говорить на повышенных тонах, сидеть развалившись, похлопывать собеседника по плечу и т. д. Исключая все, что может огорчить, оскорбить, унизить человека, почтительность создает благоприятную атмосферу общения, своего рода психологический уют и комфорт. Она внушает людям, что их чтут, ценят, что их достоинство надежно защищено. Я неоднократно отмечал, что нэмыс - по преимуществу сдерживающая сила, которая отменяет неэтикетные реакции и направляет поведение в этикетное русло.
С категорией "нэмыс" связаны представления об идеале отношений в семье, на работе, в общественных местах. Чтобы подчеркнуть, что в той или иной группе царят порядок и любовь, взаимопонимание и уважение, обычно говорят: Нэмыс яку дэлъщ - "В основе их отношений лежит нэмыс". И напротив, о группах, в которых нет согласия, порядка, взаимного уважения, отзываются с сожалением и осуждением: Нэмыс яку дэлъкъым - "В их отношениях отсутствует намыс" . Укоренилось мнение, что почтительность и скромность, стыд и забота о своей чести и репутации являются неотъемлемыми чертами истинно адыгского характера наряду с человечностью, мужеством, рассудительностью. Результатом подобного рода воззрений стало убеждение в том, что "адыга невозможно устрашить, но можно устыдить" - Адыгэр умыгъэшынэзэ, бгъэукIытэщт.
О значимости почтительности свидетельствует и тот факт, что слово "нэмыс" используют для обозначения адыгской этики и морали в целом. Отсюда термин "адыгэ нэмыс", под которым понимают, с одной стороны, адыгский этикет, а с другой - характерную для народа воспитанность. В сознании людей адыгэ нэмыс - едва ли не синоним адыгства, подобно тому, как у абхазов понятие "абхазский аламыс" является синонимом апсуара - абхазскости (Инал-Ипа 1970: 17). Заметим в этой связи, что соблюдение или исполнение правил этикета или ритуализованных форм выражения почтительности считается первым признаком адыгства. Именно исполнение! Тех, кто знает правила этикета, но не соблюдает или плохо соблюдает их, исключают из числа обладающих адыгством. В сознании абхазов и адыгов этика и этикет близкие, неразделимые понятия. http://ethics.kbsu.ru/book/g4/parag1.htm
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]