В конце 14-го века, произошли события, которые сформировали идеологический ландшафт в Дагестане, просуществовавший, почти, в неизменном виде до начала 20-го века. После развала единой Монгольской Империи, Дагестан, привычно для себя, оказался на пограничье двух новых держав. На этот раз, это были чингизидские Золотая Орда и Ильханат. Ослабленный чередой дворцовых переворотов Ильханат, становится легкой добычей бывшего главаря шайки разбойников, Тамерлана. Талантливый и амбициозный властитель, он не был чистым чингизидом, что в глазах оппозиции, делало его не легитимным. В тех условиях, ему пришлось искать идеологическое прикрытие для своего нахождения во власти, и этим прикрытием стала священная война против врагов Ислама. Главный внешний враг Тамерлана, хозяин Золотой Орды, Тохтамыш, очень удачно попадал под удар новой доктрины. Его потворство, всевозможным, религиозным "ересям" и, даже, неверным, делало его легкой мишенью для критики со стороны "ярого исламиста" Тамерлана. В 1395 году, во время, очередного раунда боевых действий на северном направлении, Тамерлан выдвинул 300-тысячную армию в сторону Терека, где, в последствии, состоялось генеральное сражение с войском Тохтамыша. Именно, в этот год два небольших государства - союзника Золотой Орды, Кайтаг и Филан, попали под горячую руку нового "Бича Божьего". Жестокий завоеватель, устроил здесь показательное избиение неверных, в назидание окружающим народам. В одном, только, Кайтаге погибло до 90% населения, а верхнедаргинцы смогли вернуться на Левашинское плато, лишь, спустя 300 лет после учиненного разгрома. Масштабы зверств вынудили к восстанию, даже, мусульманских правителей Хунзаха, Гази-Кумуха и Ауховцев, пытавшихся остановить уничтожение земляков. Два раза Европа собирала деньги для оказания помощи единоверцам на Кавказе и, во всех случаях, средства были разворованы, использовавших удачный момент, аферистами. Военный флот, с большим трудом, построенный в Хаджи-Тархане (Астрахань), как бы в насмешку, был использован для взаимовыгодной торговли с Империей Тамерлана. Больше всех в этом преуспел, некий, генуэзец Антуан Реккана, напрочь забывший о своей первоначальной миссии и хорошо оценившего перспективы личного обогащения. В результате этих драматических событий, появились условия для внутреннего единства даргинцев, а также, возможность влиться в семью мусульманских народов Дагестана. До тамерлановской чистки даргинцы принадлежали, в основном, к четырем разным конфессиям: большая часть верхнедаргинцев были агвано-григорианцы; цудахарцы были последователями православной (халкидонитской) веры, пришедшей из Грузии; большая часть кайтагцев из агвано-григорианства и несторианства перешли в католичество; и, наконец, примерно, 20-30% уже были мусульманами, проживавшими, большей частью, вокруг бывшей арабской цитадели, Кала-Курейша. Существовали, также, небольшие группы иудаистов и зороастрийцев, но не имевшие существенного влияния. Акуша, теперь, становится главным политическим центром исламизированных верхнедаргинских земель, а бывшая христианская столица Усиша (Ушкуджа) теряет былые позиции. В Кайтаге (теперь уже мусульманском), существование христиан (в основном католиков) продлилось еще, почти, на 90 лет. Можно сказать, что они, частично, восстановили свои позиции, концентрируясь, главным образом, в Хамур-Дарго. Но, очередное, нашествие с юга воинов-газиев, под руководством персидского Шейх-Хайдара Сефеви, в 1485 году, стирает последние следы христианства в Кайтаге. Дрейф исламской столицы Кайтага, начавшийся с древнего Кала-Курейша, с временным нахождением в Уркарахе, благополучно, завершился основанием в 1581 году новой столицы, Маджалис (с арабского - собрание, совет). http://dagistanhistory.livejournal.com/9340.html
|