Рассказ кумыка о кумыках.
"Усмей Кайтагский и кадий Табасаранский, в одно время с шамхалом, и из той же благородной фамилии, поставлены на своих местах, под верховным управлением шамхала. Резиденция сего последнего, до 2-й половины XVI века, т. е. до Чобан-шамхала, умершего в 1574 году в Бойнаке, была в Казы-Кумыке. Между тем, вероятно, существовал тогда же и Кафыр-Кумык, как город, по преданиям туземцев, один из самых древнейших в Дагестане, в котором со времен Чобана имели некоторые шамхалы свое местопребывание. Тут встречается вопрос, который из этих кумыков был описан в IX веке арабским писателем Масуди? И что он разумел под названием "кумык"? Одних ли жителей Казы-Кумыка, или Кафыр-Кумыка, или все племя, которое к ним причислялось и носило их название?
В статье о Кумыках, помещенной в №№ 37 и 38 газеты "Кавказ" за 1846 год, сказано, "что они (кумыки) с подвластными шамхала составляют один народ, говорящий одним и тем же языком и сам себя называющий кумыкским". Это сущая правда, не под-лежащая никакому сомнению; остается только сказать, что действительными кумыками могут считаться жители владения шамхала Тарковского, от которого происходят те кумыки, о которых идет речь.
Далее, о кумыках, в той же статье говорится, что "судя по языку их, несомненно, принадлежат они к племенам татарским, ногайским и трухменским, четырьмя веками позже Масуди, вслед за Батыем, появившимся в России и за Кавказом; какое же племя были засулакские кумыки, о которых говорит арабский писатель, - без сомнения, не татарское".
Если сделан шаг назад от Казы-Кумыка к Кази-Кумуху и от Кафыр-Кумыка к Кафыр-Кумуху, то не логичным ли будет точно такой же шаг от названия кумыки к кумухцам?
Зачем нужно было приписывать авторство заслуженному человеку? Чтобы ложь выглядела правдоподобней?
|