Впервые начал пробовать подобие стихов в 52 года. Поэтом себя не считаю, скорее - каменщик - обтесываю камни. И как всякий неофит, спешу высказать свое некомпетентное мнение. Ниже - мое переложение Таблицы умножения Варлама Шаламова.
1. Бог создал мир. Создал людей и некоторых из них наделил талантом. Талантливый человек создал искусство и стал почти равным Богу.
2. Талант - как музыкальный слух, или есть, или нет. Его можно как развивать, так и запустить. Какому ремеслу научится талант - вопрос второй. Талант, овладевший словом, становится поэтом. Талант, овладевший кистью, становится художником. И т.д.
3. Поэзия и стихи, поэт и стихотворец - не одно и то же. Можно написать тысячу стихов и не стать поэтом. И можно написать одно стихотворение или текст и стать поэтом.
4. Научиться писать стихи – можно. Напрасно говорят, что в искусстве нет законов. Эти законы есть. Постижение законов стихосложения – важная задача поэта. Эти законы заключаются также в соблюдении размера, ритма, мелодии, рифмы и т.д. Размеры и рифмы – это тайны сапожной мастерской, такое же ремесло, и можно научиться писать стихи, заодно воспитывая в себе любовь к стихам, требовательный и строгий вкус, понимание авторского чувства.
5. Поэзия – это неожиданность, новизна: чувства, наблюдения, мысли, детали, ритма... Обнажение души, искренность, самоотдача – непременные условия поэзии.
6. Поэзия – это уже состояние души, а не ремесло. Поэт, почувствовав в себе талант (третий глаз, шестое чувство) овладевает ремеслом, чтобы словами (или кистью) передать свои видения.
7. У поэта одна цель – запечатлеть свои видения. Овладевший ремеслом стихосложения поэт в свободное время может выбрать для себя другую цель, например, служение родине, вере, воспитанию человека или даже войне.
8. Вместе с тем поэзия сама по себе служит очеловечиванию того зверя, которого создали Бог и природа, служит нравственному воспитанию человека. Не потому, что она поставила себе такую цель, а по природе своей. Для современников поэт всегда нравственный пример.
9. Поэзия – открытие неизвестности, тайны. Стихотворцу до того, как стихотворение начато, неизвестно, чем оно закончится, куда его выведет рифма и размер. А поэт спешит запечатлеть свое мимолетное видение, свое удивление в стихах.
10. Стихи – это не всеобщий язык. На этот язык может быть переведено любое явление жизни общества или личности. Но не каждое явление Бога и Природы.
11. Явление бога и природы точнее и яснее можно изложить на языке математики, на языке формул. Математика – язык Бога. Ученый - инструмент, с помощью которого высказывается природа. Переводчик с языка природы на человеческий язык. Суждения природы не всегда просто перевести на обычный человеческий язык.
12. Стихи – инструмент стихотворца. Поэт - инструмент духа народа и души человека. Инструмент, с помощью которого высказывается видения человеком природы, его состояние при наблюдении природы, общества или человека.
13. Поэзия сохраняет народ, нацию. Хочешь сохранить народ - запечатлей его дух, его чувства, страдание и радость в словах, в картинах, в искусстве.
14. Чувства гораздо богаче слов. Слова не всегда точно отражают чувства и состояние души. Поэзия своими средствами: подтекстом, намеками, аллегорией, интонацией, звуковой организацией, переплетенной со смысловым содержанием, сопоставлением дальнего и близкого, то недомолвками, то многозначительностью – стремится донести до нас именно то чувство или состояние, которое не может быть ясно выражено словами. Поэт "работает" в «пограничной» области.
15. Ритм – важное начало поэзии, как и любого из искусств – музыки, скульптуры, живописи. Необходимое, но не единственное начало.
16. Стихи – это поиски. Поиски для выражения собственных видений и чувств. Поэт постоянно ищет. Творческий процесс – это поиски средств сохранения и передачи того безмерного количества явлений, картин, мыслей, чувств, идей, являющихся мгновенно в мозгу таланта.
17. Ясность чувств и точность слов в поэзии не одно и то же. Поэзии нужна не столько точность слов, сколько ясность. Сложность чувства не всегда можно выразить точно. Язык слишком беден для этого.
18. Большие поэты открывают новые пути. Но даже по тем дорогам, даже по тем тропам, по которым прошли большие поэты, – может походить другой большой поэт и увидеть нечто новое, что не заметила душа первого.
19. Поэзия – трудно переводима. Глубоко национальна, исторична, духовна. Понимание поэзии лежит в границах родного языка, быта, предания, литературных традиций времени и места.
20. Поэт не может позволить себе неискренность, стихотворец - может. Но поэт может выступать стихотворцем, писать стихи "на заказ". Но такие стихи не станут поэзией. Иногда поэт вследствие своей импульсивности может привести себя в состояние иллюзии, заставить себя поверить.
21. Инструмент (рифма, ассонанс, свободный стих, проза) не так важен для оценки полученного стиха. Важно – получилось ли передать читателю состояние поэта, почувствовал ли читатель после чтения стиха то же, что и поэт?
22. Все большие поэты писали и прозой и классическими размерами, их авторский голос громок и чист.
23. Поэтическая интонация – это лицо поэта, его голос, его литературный паспорт, право на занятие поэзией. Поэтическая интонация – понятие очень важное и широкое.
24. Только тот, кто хорошо знает предмет своей работы, может прибавить что-то новое. Здесь решение вопроса о традициях и новаторстве.
25. Знать поэтическое наследие, понимать место поэтов в развитии поэзии, знать их находки и их открытия.
26. Поверяй свою душу чужими стихами. Если твое настроение, твое чувство может быть выражено чужими строчками – не пиши стихи.
27. Стихи на «свободном ходу» – обязательное упражнение для поэта. На заданный ритм поэт включает, едва контролируя мыслью, тот мир, который толчется за окнами или в его мозгу, и только потом по этому черновику, написавшемуся сам собой, ведет суровую, жесткую правку, оставляя только важные находки.
28. Нужно ли поэту писать прозу? Обязательно. В стихе всего не скажешь, как бы ни высокоэмоциональным было то, что сказано в стихе. Поэт, пишущий прозу, обогащает и свою прозу и свою поэзию.
29. Что выше? Стихи или проза? Без разницы, лишь бы отражали, передавали чувства поэта.
30. Стихи поэта – это не роман, который можно пролистать, проглядеть за одну ночь. Стихи требуют чтения внимательного, неоднократного перечитывания. Стихи поэта должны читаться в разное время года, при разном настроении.