Правильный пост – для Аллаха, правильное разговение – для здоровья верующего.
«Всемогущий и Великий Аллах сказал: “Любое дело сына Адама делается им для себя же, кроме поста, ибо, поистине, он — ради Меня, и Я воздам за него» (Аль-Бухари).
Хотя в Исламе есть послабление (отсрочка поста) для больных, беременных и путников, этот хадис пророка как бы говорит, что во время поста не нужно думать о себе и своем здоровье. Но ведь после поста он может думать о своем здоровье?
«Когда кто-либо из вас разговляется, пусть разговляется фиником, поскольку в этом благодать (баракат). Если же нет финика, то разговляйтесь водой, поскольку и это из очищающих» (Ат-Тирмизи).
Разговляться фиником или водой – это все, что прописано в Исламе. А все остальное – кто как посчитает нужным и возможным.
Если когда-нибудь исламская умма придет к соглашению, что муджаддид – именно обновитель веры, реформатор, то первое, что можно сделать безболезненно для уммы – прописать в Коране как разговляться:
Съел несколько фиников или выпил стакан воды – подожди пять минут, сделай дуа. Потом съешь овощи, фрукты. Через полчаса – поешь суп – жидкое блюдо (первое). И только через час – мясо или хлеб, или приготовленное из мяса и муки. Если очень хочется – ешь мясо и мучное перед постом, а не после.
Весь смысл такого разговения – здоровье, избегание запоров и заворота кишок. Для кого-то это само собой разумеется и нет необходимости об этом даже говорить, для кого-то - бид`а, недопустимое нововведение. А для большинства уммы – необходимое разъяснение. И если действительно начинать обновлять веру, то начинать с этого.
Правильный саум – для славы Аллаха, правильный ифтар – для здоровья верующего.