
|
Низам-ад-Дин Шами и Шараф ад-Дин Али Йазди
| |
Тукмагомед | Дата: Среда, 02.11.2011, 05:47 | Сообщение # 1 |
 живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1685
Статус: Оффлайн
| Низам-ад-Дин Шами (ум. 1431), «Зафар-намэ» («Книга побед»)
"Самой ранней известной историей Тимура, единственной написанной при его жизни, является составленная в 806 (= 1404) г. «Зафар-намэ» («Книга побед»). Автор ее, Низам-ад-дин, происходил из Шанба или Шама, предместья г. Табриза; от удлиненной формы названия этой местности Шам-Шам он и получил свою нисбу. Низам-ад-дин жил в Багдаде и был одним из первых его обитателей, вышедших навстречу Тимуру выразить готовность служить, когда этот завоеватель овладел Багдадом в 795 (= 1392/93) г."
"… Двигаясь с победой справа и одолением слева, с покорным миром и послушной судьбой, они прошли через Дербенд и дошли до иля и области кайтагов, которые были сторонниками (то есть, союзниками, а не подданными - Тм.) Токтамыш-хана. Он (Тимур) признал необходимым подавить их. Обратив внимание на уничтожение и искоренение их, он так напал на их стороны и края, что из множества не спаслись (даже) немногие и из тысячи один; все те области они разграбили…"
"… войско Тимура, дойдя до местности Дарку (Тарку) стало лагерем."
"... Вся область Мамукту, (междуречье Терека и Сулака) покорная и подчинившаяся, пришла к его величеству."
"... У области Гази Кумуклук и войска Аухара был обычай, что они (каждый) год и месяц сражались с неверными; (поэтому у Тимура было на уме помочь им и оказать поддержку в войне с неверными. В это же время, изменив свой обычай, они поднялись на помощь неверным и проявили обратное тому, на что надеялись от них. Тимур, выбрав 500 всадников в полном вооружении, сделал на них набег и погнал, а Шаукала, (Шамхал) который был предводителем их, Мубашшир-бахадур, в силу своих стараний и мужества, взял и принес его голову к его величеству. (Тимур) приказал привести тех, кто остался в живых, и спросил у них: “Что было причиной того, что вы бросили войну за веру и даже стали помогать неверным". Они признали скверным свой поступок и просили у его величества эмира сострадания и милости. Он простер полу прощения над их преступлениями и протянул подол милости над их злодеяниями. Он дал им всем почетные одежды, удостоил милостями и подарками и приказал: “Возвращайтесь и скажите своим вельможам и эмирам, что если они, подобно вам, признают свою вину, придут к нам и раскаются в своих злодеяниях, то мы их обласкаем и утвердим за ними область". Они ушли, а победоносное войско взяло местность Ушкуджан (Усиша), сделало набег на его область и устроило холм из убитых. В это время эмиры Гази-кумуков, ходжи и вельможи их пришли к его величеству и признали свою вину. (Тимур) обласкал их, простил, дал их эмирам почетные одежды и украшенные драгоценными камнями пояса, а остальных знатных и простых удостоил милостей и подарков, устроил пиры и отпустил всех обратно обласканными, получившими почет и довольными. Он поставил условие, чтобы они по прежнему порядку постоянно вели священную войну с неверными и сильно побуждал их к войне за веру. Все они, веселые и довольные, ушли обратно. Стремление их к священной войне с неверными увеличилось, и они укрепились в вере. Затем была крепость по имени Нергес (Аркас); (войско Тимура) там также много сражалось, много народу было убито и в конце концов (ее) взяли. Некоторые из них, уйдя на склоны горы, устроили там себе укрепленные места. Войско тотчас село на коней и отправилось. Прибыв (туда), некоторых из храбрых воинов посадили в ящики и на веревках спустили к ним. В конце концов взяли также и ту крепость. Крепость Мика (Мекеги) и крепость Балу (Губден), обе также были взяты; взяли также крепость Деркелу (Доргели) и оттуда, повернув обратно к обозу, покорили также область Зирих (Кубачи и окрестности) и область Килан (Хюркилан, Каба-Дарго), а люди области Кайтаг пришли и просили пощады. После этого (Тимур) приказал, чтобы крепость Дербенд отстроили и сильно укрепили. Оттуда он пошел обратно и пришел в местность Ширван. Тамошний князь (мелик), Шейх-Ибрахим, упомянутый ранее, после того как он в этом походе проявил мужество и самоотверженность, сделал царские приготовления, устроил великий пир и преподнес девятки (докуз). Выступив оттуда, (Тимур) дошел до берега реки Куры и стал лагерем. Он удостоил Шейх-Ибрахима царскими одеждами, бесчисленными милостями, золотом и драгоценными камнями, шапкой и поясом и по прежнему передал ему управление теми владениями. Несколько дней в той местности на троне счастья он занимался удовольствиями и наслаждениями." Источник.
Вывод: По всему видно, что главным заказчиком уничтожения христианского Кайтага был правитель Ширвана, Шейх-Ибрахим. Ему повезло, что его стратегические интересы совпали с тактическими интересами Тимура, главный противник которого был Тохтамыш, а не мелкие княжества Дагестана. Понятно, что "борьба с неверными" была, всего лишь, красивым идеологическим прикрытием. Истинная причина действий Тамерлана была экономическая. Он поставил для себя грандиозную задачу - стать монополистом в торговле между Востоком и Западом. Для этого ему нужно было уничтожить Золотую Орду, которая контролировала самую отлаженную северную ветку Великого Шелкового Пути (ВШП). Только этим можно объяснить то с какой методичностью он уничтожил все генуэзские торговые фактории на черноморском и азовском побережьях Золотой Орды.
|
|
| |
Тукмагомед | Дата: Понедельник, 21.11.2011, 21:40 | Сообщение # 2 |
 живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1685
Статус: Оффлайн
| Шараф ад-Дин Али Йазди (ум. 1454), «Зафар Наме» (Книга побед)
— историк и поэт эпохи тимуридов, придворный правителя области Фарс (остан) сына Тимура Шахруха и внука Тимура, Ибрагима б. Шаруха б. Тимура. В 1419-25 Написал на персидском языке хронику под названием «Зафар Наме» (Книга побед), которая основана на одноимённой хронике Низама ад-Дина Абд ал-Васи Шами и других исторических трудах, а также рассказах очевидцев. Это самый полный источник сведений по истории Тимура, но в нём личность Тимура предельно идеализирована.
Основная часть «Зафар Наме» была издана на персидском языке без введения в Калькутте в 1887-88 гг. и в Тегеране в 1957 г. В 1972 г. в Ташкенте А. Урунбаев издал её на персидском языке вместе с введением — Шараф ад-Дин Али Йазди. Зафар-наме. Подготовка к печати, предисловие, примечания, указатели А. Урунбаева. Ташкент, 1972. В переводе на русский язык фрагменты хроники изданы в «Сборнике материалов, относящихся к истории Золотой Орды», т. 2 — Извлечения из персидских сочинений, собранные В. Г. Тизенгаузеном, Москва-Ленинград, АН СССР, 1941. На французскй язык книга переведена Peter de la Croix в 1722 г., с французского на английский J. Darby в 1723 г. Полный перевод на русский язык вышел в Ташкенте в 2008 г. - Шараф ад-дин Али Язди "Зафар-наме"- Книга побед амира Тимура. Перевод со староузбекского - д.и.н. А.Ахмедов. Ташкент, Издательство журнал "SANAT", 2008.
ШЕРЕФ-АД-ДИН ЙЕЗДИ
КНИГА ПОБЕД
ЗАФАР-НАМЭ
Когда они прошли через Дербенд, то у подножия горы Эльбурза оказался народ из числа сторонников Токтамыш-хана, который называли кайтаг. Чтобы получить доброе предзнаменование началом дела, так как “начало (фатиха) есть мать книги", Тимур отдал приказание уничтожить и истребить этих неверных. Войско, подобное судьбе, внезапно бросилось на них и так потрепало края и стороны их, что из тысячи не спасся и один, всех ограбили и деревни их сожгли . Токтамыш-хан отправил послом к Тимуру человека по имени Уртак. В это время он подошел к стану царскому и когда увидел многочисленность победоносной армии, то, пораженный и испуганный, с полной поспешностью вернулся и уведомил Токтамыш-хана, что Тимур с громадным войском, устроив свой авангард и центр, уже подошел. У Токтамыш-хана при этом известии пошел из головы дым смущения, и он отправил Казанчия с большим войском в качестве авангарда. Когда Тимур со вcем своим войском прибыл в местность Тарки и расположился там лагерем, до сведения его довели, что авангард Токтамыш-хана (под начальством) Казанчия остановился на берегу реки Хой. Тимур лично с отборным войском ночью отправился в поход и утром, как ветер переправившись через реку, напал на них, ударами сверкающего меча истреблял презренных врагов, обагрил поверхность степи и равнины кровью неприятелей и силой меча заставил на побеге счастья распуститься бутон победы.
Тимур-завоеватель в начале весны 798 г. (= 16 Х 1395 — 4 Х 1396), соответствующего году мыши, благополучно выступил из зимовья Бугазкум и направился в сторону Дербенда и Азербайджана. Переправившись по льду через реку Терек и придя в Тарки, Тимур отделился от обоза, устроил победоносное войско и с целью священного набега двинулся на Ушкудже (Усиша). По прибытии (туда), победоносное войско окружило Ушкудже, расположилось там, и воины поспешили отправиться во все стороны громить и грабить. В это время Шаукал Казикумукский и Аухарский с 3000 человек шел на подмогу жителям Ушкудже, несмотря на то, что у них прежде было обыкновение постоянно вести газават против неверных этой местности. Узнав о приходе их, сторожевые посты правого крыла довели об этом до сведения Тимура. Он с 500 отборными всадниками в полном вооружении пошел им навстречу. Те расположились за холмом и пустили лошадей на пастбище. Тимур сам один взошел на вершину холма, осмотрелся и, поспешно спустившись с него, сообщил (об этом) победоносному войску. Удальцы бросились на них и, предав мечу большую часть, разгромили их. Мубашшир-бахадур добрался до Шаукала, который, страшась за жизнь свою, пешком взошел на гору. Знаменитый удалец (Мубашшир) одним ударом стрелы заставил его упасть с этой вершины. Отрезав ему голову кинжалом злобы, он принес ее к Тимуру. Некоторых из них взяли в плен и привели живыми. Тимур с упреком спросил их: “Прежде вы, приверженцы ислама, всегда воевали с неверными; что стало теперь, что вы, отступив от этого, шли к ним на помощь". Они все сознали свою вину, осудили свой дурной поступок, смиренно и униженно стали умолять о прощении и помиловании и просили пощады. Милость царская простерлась на них, и он (Тимур), проведя черту прощения по спискам преступлений их, пожаловал всем халаты и подарки и дал позволение вернуться в свои места с тем, чтобы они сообщили своим старшинам (калантар) и вельможам (бузург) следующее: “Если вы искренне и твердо идете по пути веры, то немедленно приходите, выкажите раскаяние в своем дурном поступке, дабы я всех удостоил милости и ласки и укрепил за вами (это) владение". Когда Тимур вернулся в победный лагерь, войска, подобные судьбе, благодаря силе счастливой судьбы его, (уже) взяли Ушкудже, всех тех неверующих убили мечом джихада, из убитых сделали холмы и опустошили всю их область. В это время старшины (калантары) казикумукские и аухарские вместе с тамошними казиями и вельможами (акабир) прибыли ко двору Тимура, признали свою вину и проступок, каялись и просили прощения и выполнили обычай подчинения и службы. Тимур разлил воду прощения для смытия пятен их скверных поступков, бросил на положение (их) светлый луч солнца царской милости, обласкал их разными милостями — почетными халатами, златотканными одеждами, золотыми поясами для мечей и арабскими конями — и дал им такое наставление: “Вы по прежнему порядку должны всегда воевать с врагами веры и держать обнаженным меч мести для утверждения ислама, твердо помнить неоспоримый текст: и "воюйте на пути аллаха", начертать на доске мыслей изречение: "убивайте их, где встретите" и ни в каком случае не пренебрегать достижением этой заслуги". Утвердив за ними область и дав им ярлыки, он отослал их назад.
Благополучно выступив оттуда, он направился к крепости Нергес (Аркас) и по прибытии туда взял ее с бою. Победоносные воины сделали тамошних заблудших пищей для меча газавата и, разграбив крепость, сравняли ее с землей. Большая толпа неверных ушла на склоны и в пещеры горы и укрылась в норах и расселинах, находившихся среди высоких гор. Тимур направил силу и могущество на истребление их и отдал приказание уничтожить их. Несколько удальцов с военным снаряжением сели в ящики, и их спустили с вершины горы (до мест, приходившихся) против тех склонов и нор, где укрепились те заблудшие. Ударами дротиков и стрел они истребили тех несчастных и таким образом одолели всех неверных, укрепившихся на неприступных высотах, и ограбили все их добро и имущество, малое и большое, простое и драгоценное: “И был уничтожен до последнего народ бесчинствующий; хвала аллаху — владыке миров".
Укрепления Мика (Мекеги), Балу (Губден) и Деркелу (Доргели) они также взяли силой, сравняли с землей и предали грабежу все, что там было. Оттуда они благополучно, невредимо и с добычей возвратились к царскому обозу. Когда все крепости и области на той стороне горы Эльбурза, которая обращена к северу, с помощью всевышнего и благодаря счастью Тимура были покорены и очистились от скверны присутствия неверных и врагов веры, победоносное знамя с торжеством двинулось дальше. Победоносные воины, веселые и счастливые, шли каждый с пятью-шестью стройными, как кипарис, и прекрасными, как розы, девушками в объятиях и с огромной добычей на арбах. - ("Горе побежденным!", Бренн; Vae victis! (лат.); Вай'сов витивсис! (Vai'sov vitivsis!) (дарг.))
Все жители и области Зирихгеран встретили царственный поезд подчинением и повиновением и поднесли ему множество броней и кольчуг. Милость царская удостоила их разных почестей и наград. Народ кайтагский также покорился и просил помилования; милосердие царское простерлось и на них. Под покровительством божиим Тимур-завоеватель прошел через Дербенд Бакинский и приказал возобновить и укрепить тамошнюю крепость, что согласно приказанию и сделали. По миру разнесся гул благовеста о возвращении Тимура. Правитель Ширвана (Ширванат) Шейх-Ибрахим, который в этом походе сопровождал его величество, несколькими днями ранее испросил разрешение, прибыл в Шабран и занялся устройством и приготовлением провианта (тузгу) и даров. Когда победоносное знамя прибыло туда, он (Шейх-Ибрахим) выполнил обычай приношения даров и обязательства службы. Тимур выступил оттуда и через несколько переходов, пройдя через Шемаху, остановился на берегу реки Куры. В этом месте Шейх-Ибрахим устроил соответствующий пир, преподнес приличествующие дары и выполнил обязанности хорошего слуги так, как постоянно (исходило) от этого счастливого друга державы. Поэтому царская милость удостоила его бесчисленных наград и возвысила его положение пожалованием ему личного халата и украшенного драгоценными камнями пояса. Главных из его приближенных и близких он (Тимур) также пожаловал приличествующими халатами и попрежнему укрепил за ним Ширван (Ширванат) с принадлежащими к нему (местностями) и приказал, чтобы он хорошо охранял Дербенд и следил за границей. Тимур-завоеватель несколько дней провел в этой приятной местности в наслаждениях и удовольствиях, в радости и весельи, благополучно выступил оттуда, и, перейдя через реку Куру, расположился в местности Ак-там.
(пер. В. Г. Тизенгаузена) Текст воспроизведен по изданию: Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. М. 1941
Источник
|
|
| |
dashkkyar | Дата: Воскресенье, 07.10.2012, 20:06 | Сообщение # 3 |
я тут недавно
Группа: Пользователи
Сообщений: 19
Статус: Оффлайн
| Аухар* разве небыл до Тамерлана языческим? Хайдак и Табассаран - одни из первых приняли ислам но в Хайдаке почему-то одна область Ал-Карах отмечена, кстати Табассаран имел куда обширнее территории, чем на карте, забыл "добавить" в него пол Агула и пару лезгинских обществ (Дере-Кам вроде). границы Дербентского эмирата тоже непонятны, до акцентированного и агрессивного внимания Персии к Дагестану - Дербентский эмират вроде как заканчивался буквально за своими вратами на севере, на западе сразу за крепостью, а на юге немного тянулся продолговато вдоль моря, но не так как здесь.
Сообщение отредактировал dashkkyar - Воскресенье, 07.10.2012, 20:14 |
|
| |
Тукмагомед | Дата: Воскресенье, 07.10.2012, 20:41 | Сообщение # 4 |
 живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1685
Статус: Оффлайн
| Quote (dashkkyar) Аухар* разве небыл до Тамерлана языческим? Язычников было не мало, но сторонников авраамических религий было уже большинство, причем, в Хунзахе к приходу Тамерлана сидела уже мусульманская династия. Здесь об этом подробно: Тахнаева, "Христианство в Аварии".
Quote (dashkkyar) Хайдак и Табассаран - одни из первых приняли ислам но в Хайдаке почему-то одна область Ал-Карах отмечена И хайдакцы и акушинцы, в большинстве, приняли ислам, именно, при Тамерлане (те кто остались в живых). По этому вопросу есть отдельная тема на форуме.
Quote (dashkkyar) Табассаран имел куда обширнее территории, чем на карте, забыл "добавить" в него пол Агула и пару лезгинских обществ (Дере-Кам вроде). Вполне может быть, часть агула и некоторые лезгинские общества могли входить в "большой" Табасаран.
Quote (dashkkyar) границы Дербентского эмирата тоже непонятны, до акцентированного и агрессивного внимания Персии к Дагестану - Дербентский эмират вроде как заканчивался буквально за своими вратами на севере, на западе сразу за крепостью, а на юге немного тянулся продолговато вдоль моря, но не так как здесь. Здесь, ничего сказать не могу. Я поставил "среднестатистические" границы. Глубже в этот вопрос не вникал. Хотя, для каких-то периодов это и принципиально.
|
|
| |
dashkkyar | Дата: Воскресенье, 07.10.2012, 23:30 | Сообщение # 5 |
я тут недавно
Группа: Пользователи
Сообщений: 19
Статус: Оффлайн
| Quote (Тукмагомед) Язычников было не мало, но сторонников авраамических религий было уже большинство, причем, в Хунзахе к приходу Тамерлана сидела уже мусульманская династия. не знаю точно но почему-то в обьяснении завещания Андуника нуцалы считались потомками "неверного" Сураката, хоть само завещание и было написано в 1485-м
Quote (Тукмагомед) Вполне может быть, часть агула и некоторые лезгинские общества могли входить в "большой" Табасаран. не вполне может быть, а так и было) мононациональных владений в Дагестане небыло (насколько я знаю, хоть могу и ошибатся), да и от того, что часть Агула и пара лезгинских селений входили в Табасаран - большим он от этого на много не станет, да и та часть Агула являлась вольным обществом..
а тему прочту, описана интересно, саул.
|
|
| |
Тукмагомед | Дата: Воскресенье, 07.10.2012, 23:59 | Сообщение # 6 |
 живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1685
Статус: Оффлайн
| Quote (dashkkyar) Quote (Тукмагомед) Язычников было не мало, но сторонников авраамических религий было уже большинство, причем, в Хунзахе к приходу Тамерлана сидела уже мусульманская династия.
не знаю точно но почему-то в обьяснении завещания Андуника нуцалы считались потомками "неверного" Сураката, хоть само завещание и было написано в 1485-м Все верно. До, примерно, 1340 года нуцалы были христианами. А в 1485 они давно, уже, были мусульманами.
|
|
| |
dashkkyar | Дата: Понедельник, 08.10.2012, 01:04 | Сообщение # 7 |
я тут недавно
Группа: Пользователи
Сообщений: 19
Статус: Оффлайн
| http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_аварских_ханов
|
|
| |
Тукмагомед | Дата: Четверг, 03.10.2013, 22:44 | Сообщение # 8 |
 живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1685
Статус: Оффлайн
| Брун Ф., 'Черноморье. Сборник исследований по исторической географии', 1852-1877 том 1-2 1879
|
|
| |
Тукмагомед | Дата: Среда, 15.01.2014, 16:17 | Сообщение # 9 |
 живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1685
Статус: Оффлайн
| «Мехтула», Тимур Айтберов Источник
... в XV в., считалась «полным владением» (мулк) шамхала, который сидел в Кумухе, та горная территория, которая соответствует, примерно, Левашинскому плато. Простиралась она от верховий левашинской речки Халагорк (участок Лабко), доходя до земель Кулецма, Губдена и Кадара, то есть вплоть до бассейна речки Герга ...
... знатные кумухцы, из рядов которых выходили шамхалы и крым-шамхалы, сумели, двигаясь по даргинской зоне Левашинского плато, проникнуть к концу XVI в. в бассейн р. Параулозень ...
... Частью Мехтулы было также Левашинское плато, по крайней мере те земли последнего, которые лежат в бассейне р. Герга, известные среди аварцев, в прошлые времена, как Юрт ...
... Там именно стояло традиционное летнее местопребывание мехтулинских князей - сел. Охли (УхIлиб), которое выделяли местные знатоки преданий термином Тах-росо, что означает в переводе с аварского «Село имеющее трон; Престольное». Вполне можно думать, при этом, что основателями сел. Охли были лакцы, пришедшие из окрестностей Кумуха, к северу от которого имеется урочище с очень похожим названием ...
... В XIV–XV вв. территория известная как мехтулинский Юрт, где имеется, кстати, даргинская топонимика, принадлежала князьям Губдена, которые связаны были с татаро-монголами Золотой Орды. Видно это из того, например, обстоятельства, что указанные аристократы предгорного Дагестана, родным языком которых являлся даргинский, как и тюркоязычная знать Карабудахкента, составляли тухум «Карачи». Что же касается данного названия, то это – золотоордынский социально-политический термин: къарачи< монг. хъарачу «чернь; татаро-монгольская знать не происходящая от божественного Чингиз-хана» ...
... в этно-генетическом плане дагестанская историческая традиция не относила предгорную аристократию карачи к вчерашним азиатам. Она привязывала их к столбу «коренных владетелей Дагестана», происходившему «из рода Сураката». Карачи//карачи-беки считались, таким образом, выходцами из высокогорного Хунзаха ...
Вывод: В начале монгольского владычества (середина 13-го века) в Дагестане, ярлык на владение частью даргинских земель получили аварские феодалы, а во времена Тамерлана (1395-96 гг.) инициативу по освоению даргинских территорий перехватили уже Кази-Кумухские Шамхалы. Также, получается что знаменитый предводитель Бахру-Кадарцев, Губден, был даргинизировавшимся князьком хунзахского происхождения, которому удалось заново подтвердить свой ярлык на правление у Тамерлана ...
|
|
| |
Тукмагомед | Дата: Понедельник, 08.09.2014, 03:33 | Сообщение # 10 |
 живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1685
Статус: Оффлайн
| Чулков М.Д. Историческое описание российской коммерции, Том 1. Книга 1. 1781 г.
|
|
| |
| |