дарго | Дата: Пятница, 25.04.2025, 19:45 | Сообщение # 1 |
я тут недавно
Группа: Администраторы
Сообщений: 32
Статус: Оффлайн
| Учитель Ахмед был человек уважаемый, но, как говорится, с характером — если что не по его, сразу усы вздымались вверх и начинали шевелиться от возмущения. В тот день Ахмед сидел во дворе дома у своего старшего друга Алима, пил чай из старой пиалы и ворчал так, что даже коза во дворе перестала жевать траву. — Алим, я тебе говорю, эти дети — беда! — Ахмед махнул рукой, чуть не опрокинув чайник. — Ничего не хотят, кроме своих гаджетов! С утра до ночи тыкают пальцами в экраны, будто там вся мудрость мира спрятана. В наше время мы книги читали, у старших учились, а эти? Спроси, сколько будет дважды два, они в телефон полезут!
Алим, мужчина спокойный, как горная река в ясный день, только улыбнулся в усы: - А ты помнишь, как нас родители ругали за книги? Ты помнишь, как тебе мать говорила, когда ты опаздывал напоить корову? Ну-ка, повтори! - Помню я все. «Хlуни къара Инджили дилчl» - говорила. - Вижу я, что и ты именно это и говоришь своим ученикам, только другими словами.
Жена запаздывала, и Алим чистил картошку для ужина — аккуратно, будто ювелир, — и добавил, не отрываясь от дела: — Ахмед, ты не кипятись, как наш старый самовар. Дети — они разные, как камни в реке. Один круглый, другой угловатый. Твоя задача как Учителя — не всех под одну гребенку стричь, а найти, что в каждом блестит. У одного душа к поэзии лежит, у другого — к механизмам. Невозможно научить рыбу лазить по деревьям, или корову научить петь. Невозможно! И не надо им формулы в голову забивать, как гвозди в доску, научи их выводить эти самые формулы. Зажги в них искру, чтобы сами захотели учиться.
Ахмед фыркнул, но задумался. Алим тем временем продолжил: — Мотивация, брат, — это как хороший хинкал: не только мясо и мука, но и чеснок нужен, и орехи, и томат…. Найди, что их цепляет, и дай им цель. Усердие важнее, чем природный талант. А если талант без усердия — это как кувшин без воды, красивый, но пустой. - Не могу я так! – Ахмед действительно переживал за свое дело. – У меня методички, у мена план, проверки из районо!
На следующий день Ахмед все же решил проверить теорию Алима учениках. В школе, где пахло мелом и старыми партами, во время перемены он собрал своих самых ленивых учеников. Среди них был Муса, ленивый, как кот на солнцепеке, но с руками, которые могли разобрать и собрать что угодно. Мурад, любитель шахмат и математики, а еще Залина, которая всё время рисовала в тетрадке вместо того, чтобы решать задачи. — Так, — начал Ахмед, поправляя очки. — Сегодня никаких формул. Муса, ты же любишь машины? Вот тебе задание: разбери мой старый мотоцикл во дворе и сделай так, чтобы он ехал быстрее моего коня. Мурад, если ты через неделю не расскажешь нам понятным языком, что такое нейросеть и как нам его использовать – я у тебя и телефон заберу, и все твои шахматы сожгу. Понял? А ты, Залина, нарисуй, какие платья лучше подойдут нашим девочкам, и чтобы они им понравились, а не мне.
Муса, услышав про мотоцикл, аж подпрыгнул. Залина, забыв про скуку, схватила карандаши. Остальные тоже загорелись: кто-то предложил построить мост через реку, кто-то — запустить дрон для доставки лепёшек из пекарни. Ахмед смотрел на этот гомон и думал: «Может, Алим прав? Может, я и правда слишком старыми книжками размахивал?»
К вечеру Ахмед зашёл к Алиму, который чистил чеснок для хинкала. Учитель был непривычно молчалив. Алим, заметив это, подмигнул: — Ну что, учитель, дети всё ещё только в гаджетах копаются?
Ахмед хмыкнул, но в глазах его плясали искры. — Муса, представляешь, мой мотоцикл разобрал, сам поехал в район за какими-то запчастями, теперь собирает, не оторвешь. У Залины, оказывается, уже целый альбом выкроек из интернета скачала, и на их основе свои разработала, теперь все девочки побежали к мамам и бабушкам в сундуках искать ткани. Я им сказал, что через месяц, на праздники, организуем смотр достижений. Мурад притащил свой ноутбук, но у меня времени не хватило с ним посидеть. И знаешь, как они загорелись! И все вдруг оказались не ленивые. Только вот теперь не знаю, что делать, когда проверка с района придет.
Алим расхохотался, хлопнув по столу так, что тесто подпрыгнуло. — Вот видишь, Ахмед! Ты думал, гаджеты — это зло, а они — как нож: можно хлеб резать, а можно палец. Главное — направить. И вряд ли они забудут эту искру, этот пламень, который ты зажег в их сердцах. Они уловили, какой кайф они получили от самого процесса познания нового. Даже у такого старого ворчуна, как ты, я вижу огонь в глазах.
Ахмед притворно возмутился: — Это кто тут старый? Я ещё тебя на майских скачках обгоню! — Обгонишь, если Муса тебе коня прокачает, как мне мотоцикл, — подколол Алим, и оба расхохотались.
Прошла еще неделя. В районе заговорили о странных делах в ауле Дарго: как-то сразу все ученики оказались талантливыми, а учитель Ахмед теперь не только уроки ведёт, но и с детьми дроны запускает, а Залина с подругами уже начали шить платья на праздники. Алим, глядя на это, только качал головой и говорил: теперь будут Дарго называть не просто вольным обществом, но и обществом бесконечной учебы. Хотя это одно и то же.
И Ахмед понял: образование — это не только книги и формулы. Это искры в глазах детей, это желание расти каждый день и смеяться, даже когда усы возмущаются больше хозяина. А гаджеты? Ну, с этими инструментами можно договориться не хуже, чем с лопатой или граблями.
|
|
| |