ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго
Джан дерхъаб! Гlямру дерхъаб!

Среда, 08.01.2025, 09:09
  Путь дарго Приветствую Вас гость | RSS

 
 
14. Тюрки
20.05.2016, 13:45
Формулировки утояняются

 


Тема четырнадцатой недели года - первой недели месяца Ботаники



- Что читаешь, Азиз?
- Историю.
- Какую историю?
- Историю Дагестана времен нашествия хромого Тимура. Хочешь, и тебе почитаю?
- Читать не надо. Расскажи своими словами, только коротко.
- Или подождем Багьадура?
- Потом еще раз расскажешь. Повторение – мать учения! – вспомнил Мурад школьное правило.
- А чего меня ждать? Вот он я! – Из-за кустов появился Багьадур с мытыми фруктами.
- Вот, твой историк жадничает лишний раз рассказать свою историю, – пожаловался Мурад на Азиза.
- Да, жадность – это порок, с которым надо расставаться. Адзи говорит, что хочешь научиться сам – научи другого. Обучение другого – лучшая учеба. Щедрость, особенно в знаниях – четвертый урок Пути. Угощайтесь!
- Поэтому эта тропа называется тропой щедрости?
- Щедрость в знаниях – не расточительство. Мы слушаем тебя, Азиз.
- Жили наши предки в своей стороне. После ухода арабов жизнь налаживалась. Никто не ожидал такой страшной беды. Разные были обычаи и традиции, разные были религии – и язычники, и христиане-католики, и мусульмане-сунниты. Бывали стычки и между собой, но в трудные времена объединялись. Даргинцы, в основном кайтагцы, распространили свое влияние от Дербента до Сулака. При поддержке генуэзских купцов процветали и Санта-Мария на Сулаке и Дербент. Нашли общий язык с ханом Тохтамышем и в меру своих сил и знаний участвовали в торговле на Великом шелковом пути.
Но Тимур захотел установить свою монополию на Шелковый путь и на всю торговлю между Западом и Востоком. В то время кайтагцы в основном исповедовали католицизм и Тимур, придумав религиозную причину «войны с неверными», напал на Дагестан.
Выходец из Шама (это Сирия), историк Низам-ад-Дин Шами свою «Книгу побед» посвятил Тимуру. Вот что он пишет: "Двигаясь с победой справа и одолением слева, они прошли через Дербенд и дошли до иля и области кайтагов, которые были сторонниками Тохтамыш-хана. Он (Тимур) признал необходимым подавить их. Обратив внимание на уничтожение и искоренение их, он так напал на их стороны и края, что из множества не спаслись даже из тысячи один; все те области они разграбили…"
Из тысячи не спасся даже один! Это же геноцид и холокост в чистом виде! Далее автор пишет: «победоносное войско взяло местность Ушкуджа (Акуша?), сделало набег на его область и устроило холм из убитых».
Другой историк тимуридов, Шараф ад-Дин Али Йазди добавляет: «Укрепления Мика, Балу и Деркелу они также взяли силой, сравняли с землей и предали грабежу все, что там было. Оттуда они благополучно, невредимо и с добычей возвратились к царскому обозу. Победоносные воины, веселые и счастливые, шли каждый с пятью-шестью стройными, как кипарис, и прекрасными, как розы, девушками в объятиях и с огромной добычей на арбах».
До сих пор передают из уст в уста рассказы, как воины Тимура уложили малолетних детей на ток, связав их как снопы, и пустили по ним коней с молотилками. И этому зверю сегодня поставили памятники в Ташкенте и Самарканде!
- Нужно предъявить узбекам! – прервал его Мурад. – Пусть все возмещают!
- Сегодня поздно говорить о возмещении ущерба. Сколько времени прошло. Хотя – они частично выплатили свой долг: после землетрясения 1970 года выстроили целый поселок в Махачкале. Так и называется – Узбекгородок. Но все ж таки надеюсь, кто-то из его потомков прочитает про его зверства и проклянет их.
- И вряд ли потомки виноваты в зверствах их предков.
- Не виноваты, если они осознают и признают вину предков и покаются, а не будут хвастаться их "победами". Самая грязная вода очищается через семь перекатов и самое страшное преступление смывается временем через семь поколений, если есть покаяние….
- Что замолчали? Хотите послушать чиллай? Разве не обязанность потомков почтить память предков и поплакать о невинно убитых?
- Что за чиллай?
- Чиллай - плач, или скорбная песнь об убитых.

Нет, не надо слов в этот скорбный час
Молча постоим, лишь на сердце плач.
Вспомним всех убитых не в чужой земле,
Не в бою погибших, не в походах славы.

Мы скорбим о тех, кто стремился жить,
Кто любил всем сердцем и любимым был,
Но погиб безвинно, жертвою кровавой,
У порога дома, на родной земле.

Ждут от нас ответа вечные вопросы:
"Отчего все беды с нами приключились?
И что нужно сделать, чтоб не повторились?"

А пока мы живы – слышим, как стучится
В сердце кровь погибших. Вдаль душа стремится
И всплывает тихая в памяти печаль.



Оглавление
Категория: Путь дарго | Добавил: дарго
Просмотров: 2127 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 2
1 дарго  
0

2 дарго  
0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 
Форма входа


Категории раздела
Путь дарго [66]
Пророки Бога [74]
Пророки Жизни [44]
Пророки Духа [21]
Вольное общество [2]

Поиск

Наш опрос
Включить в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО
1. Лезгинка
2. Хинкал
3. Чуду
4. Кубачи
5. Хlяйчу
Всего ответов: 25

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

 

Copyright MyCorp © 2025
Сайт создан в системе uCoz