Тема четырнадцатой недели года - первой недели месяца Ботаники
- Что читаешь, Азиз? - Историю. - Какую историю? - Историю Дагестана времен нашествия хромого Тимура. Хочешь, и тебе почитаю? - Читать не надо. Расскажи своими словами, только коротко. - Или подождем Багьадура? - Потом еще раз расскажешь. Повторение – мать учения! – вспомнил Мурад школьное правило. - А чего меня ждать? Вот он я! – Из-за кустов появился Багьадур с мытыми фруктами. - Вот, твой историк жадничает лишний раз рассказать свою историю, – пожаловался Мурад на Азиза. - Да, жадность – это порок, с которым надо расставаться. Адзи говорит, что хочешь научиться сам – научи другого. Обучение другого – лучшая учеба. Щедрость, особенно в знаниях – четвертый урок Пути. Угощайтесь! - Поэтому эта тропа называется тропой щедрости? - Щедрость в знаниях – не расточительство. Мы слушаем тебя, Азиз. - Жили наши предки в своей стороне. После ухода арабов жизнь налаживалась. Никто не ожидал такой страшной беды. Разные были обычаи и традиции, разные были религии – и язычники, и христиане-католики, и мусульмане-сунниты. Бывали стычки и между собой, но в трудные времена объединялись. Даргинцы, в основном кайтагцы, распространили свое влияние от Дербента до Сулака. При поддержке генуэзских купцов процветали и Санта-Мария на Сулаке и Дербент. Нашли общий язык с ханом Тохтамышем и в меру своих сил и знаний участвовали в торговле на Великом шелковом пути. Но Тимур захотел установить свою монополию на Шелковый путь и на всю торговлю между Западом и Востоком. В то время кайтагцы в основном исповедовали католицизм и Тимур, придумав религиозную причину «войны с неверными», напал на Дагестан. Выходец из Шама (это Сирия), историк Низам-ад-Дин Шами свою «Книгу побед» посвятил Тимуру. Вот что он пишет: "Двигаясь с победой справа и одолением слева, они прошли через Дербенд и дошли до иля и области кайтагов, которые были сторонниками Тохтамыш-хана. Он (Тимур) признал необходимым подавить их. Обратив внимание на уничтожение и искоренение их, он так напал на их стороны и края, что из множества не спаслись даже из тысячи один; все те области они разграбили…" Из тысячи не спасся даже один! Это же геноцид и холокост в чистом виде! Далее автор пишет: «победоносное войско взяло местность Ушкуджа (Акуша?), сделало набег на его область и устроило холм из убитых». Другой историк тимуридов, Шараф ад-Дин Али Йазди добавляет: «Укрепления Мика, Балу и Деркелу они также взяли силой, сравняли с землей и предали грабежу все, что там было. Оттуда они благополучно, невредимо и с добычей возвратились к царскому обозу. Победоносные воины, веселые и счастливые, шли каждый с пятью-шестью стройными, как кипарис, и прекрасными, как розы, девушками в объятиях и с огромной добычей на арбах». До сих пор передают из уст в уста рассказы, как воины Тимура уложили малолетних детей на ток, связав их как снопы, и пустили по ним коней с молотилками. И этому зверю сегодня поставили памятники в Ташкенте и Самарканде! - Нужно предъявить узбекам! – прервал его Мурад. – Пусть все возмещают! - Сегодня поздно говорить о возмещении ущерба. Сколько времени прошло. Хотя – они частично выплатили свой долг: после землетрясения 1970 года выстроили целый поселок в Махачкале. Так и называется – Узбекгородок. Но все ж таки надеюсь, кто-то из его потомков прочитает про его зверства и проклянет их. - И вряд ли потомки виноваты в зверствах их предков. - Не виноваты, если они осознают и признают вину предков и покаются, а не будут хвастаться их "победами". Самая грязная вода очищается через семь перекатов и самое страшное преступление смывается временем через семь поколений, если есть покаяние…. - Что замолчали? Хотите послушать чиллай? Разве не обязанность потомков почтить память предков и поплакать о невинно убитых? - Что за чиллай? - Чиллай - плач, или скорбная песнь об убитых.
Нет, не надо слов в этот скорбный час Молча постоим, лишь на сердце плач. Вспомним всех убитых не в чужой земле, Не в бою погибших, не в походах славы.
Мы скорбим о тех, кто стремился жить, Кто любил всем сердцем и любимым был, Но погиб безвинно, жертвою кровавой, У порога дома, на родной земле.
Ждут от нас ответа вечные вопросы: "Отчего все беды с нами приключились? И что нужно сделать, чтоб не повторились?"
А пока мы живы – слышим, как стучится В сердце кровь погибших. Вдаль душа стремится И всплывает тихая в памяти печаль.