В феврале приехал в гости брат. Дали увольнительную на три сутки. В первый день на сутки отпустили и Шамиля. Жили в гостинице в деревне КапЯр. Деревня КапЯр примыкала к городу КапЯр, но была отгорожена высоким забором, сообщение через КПП.
Отметили встречу, как положено, выпили. По соседству оказались девушки, которые приехали к своим парням. .. Короче, сдружились мы с ними.. но в ту ночь я оказался непригодным как мужчина.. Симптомы были и раньше, но я думал, что когда надо - я смогу. Не смог. Может, действительно бром дают? Не знаю..
Отдельная история про мое возвращение в часть. Через два КПП и штук пять патрулей, с угрозой, что любой из них в любой момент мог бы просто ради галочки забрать меня на гауптвахту. А шел я не пустой. Под шинелью, у пояса, туго перетянутые солдатским ремнем у меня висело три бутылки коньяка. И я их пронес... Устроил ребятам небольшой подарок...
В начале марта я начал необъявленную тихую забастовку. Ничего не делал, целыми днями или читал книжки (библиотека части была в полном моем распоряжении - ключ был только у меня) или с Шамилем играл в бильярд .. целый месяц с утра до вечера гоняли шары.
Пока однажды не пришел комбат и молча, ни слова не говоря, забрал шары. Кончилось время бильярда и пришло время размышлений: как жить с этим, и что делать...
Как-то вечером, перед фильмом, когда не было в части офицеров, вышел на сцену солдатского клуба и сказал примерно следующее: "Надоели неуставные взаимоотношения, буду бороться, буду стучать. Кто не успел спрятаться - я не виноват".
Приходил Шамиль послом от дедов - мол что ты хотел? Пришлось повторить.
Где-то месяца три пытался воевать... когда успешно, когда не очень..
Война с дедовщиной имела в моей службе три этапа.
Этап первый: я думал, что наша армия лучшая в мире, а дедовщина пережиток, не свойственный нашей армии, в дедовщине виноваты несколько "плохих" солдат..
Видя мои старания, на 9 мая присвоили звание.. минуя ефрейтора, минуя младшего сержанта, сразу дали сержанта.
Завершился этап таким эпизодом. Как-то заметил, что хлеборез (сколько ни видел хлеборезов, все они почему-то были узбеками) издевается над новобранцами... вроде по делу, при уборке столовой, но обращение было не по уставу.. На мое замечание не среагировал, мол, они по-другому не понимают..
Сказал, что буду вынужден доложить комбату. Доложил. Комбат дал пару тумаков хлеборезу, обматерил его и выгнал, дав на прощанье ногой под зад.
Я комбату: "Как так? Он нарушил устав, а Вы его теми же методами?!" Ответ комбата: "Иди занимайся своими делами".
Тогда я понял, что причины дедовщины не в "некоторых плохих" солдатах, а в самой системе...